Причиной массовой гибели дзеренов в Монголии стала железная дорога
Только за минувшую зиму здесь погибли более 5300 особей.
Такую цифру озвучили на заседании Научного совета Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных в Бонне монгольские ученые. По их мнению, причиной гибели стали искусственные ограждения железной дороги, сообщает сайт Всемирного фонда дикой природы (WWF).
Массовая гибель дзеренов стала результатом сочетания нескольких факторов, в частности экстремальные погодные условия и искусственные сооружения вдоль трансмонгольской железной дороги на пути миграции газелей, - говориться в сообщении Научного совета Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (CMC), который состоялся с 18 по 21 апреля в Бонне, Германия.
Дзерены – монгольские антилопы – мигрируют на расстояния более чем в 1000 км в поисках корма или спасаясь от неблагоприятных погодных условий. Их перемещения являются одним из чудес света. Железная дорога пересекает Монголию с севера на юг, разделяя популяцию дзерена на две изолированные части. В дикой природе обитает около одного миллиона монгольских газелей, но в основном это небольшие разбросанные группировки, и блокирование передвижения может привести к исчезновению многих из них.
Как сообщил на заседании ведущий научный сотрудник Института биологии Монгольской Академии наук, минувшей зимой за засухой последовали сильные снегопады и экстремально низкие температуры до -40 градусов.
Огороженная проволокой с обеих сторон железная дорога, соединяющая Россию и Китай, стала непреодолимым препятствием более чем для 5300 дзеренов. Они замерзли или погибли от голода, были сбиты поездами или запутались в колючей проволоке.
«Новость о массовой гибели монгольских газелей, озвученная на Научном совете на этой неделе, вызывает тревогу. Это еще один непростой пример того, как искусственные сооружения подвергают дзеренов серьезному риску и нарушают миграционные пути животных, которые могли бы свободно мигрировать и избежать критических погодных условий», - сказал Фернандо Спина, председатель Научного Совета.
Ученый совет выразил свою серьезную обеспокоенность тем, что подобные ситуации будут встречаться все чаще и чаще, как следствие изменения климата, и что такие тяжелые последствия могут поставить под угрозу жизнеспособность многих группировок монгольской газели.
Совет призвал Монголию, которая также является членом Совета, минимизировать барьер, создаваемый железной дорогой. С этой целью следует использовать Рекомендации по минимизации влияния объектов инфраструктуры на крупных мигрирующих млекопитающих в Центральной Азии и применить новый национальный стандарт для переходов диких животных не только при рассмотрении новых инфраструктурных проектов, но и для изменения существующих ограждений, в частности вдоль трансмонгольской железной дороги.
«Этот случай массовой гибели дзеренов, связанный со строительством, а потом существованием этой железной дороги в Монголии, не первый, - комментирует директор Даурского заповедника, к.б.н. Вадим Кирилюк, более 20 лет занимающийся изучением и восстановлением дзерена в России. - Собственно, именно дорога способствовала почти полному исчезновению дзеренов в западной части Монголии в середине прошлого века.
Опасна не сама дорога – поезда там ходят редко, а ограждения из колючей проволоки вдоль нее. Одиночные дзерены и мелкие их группы сквозь неплотные нити проволоки пролазят, но во время массовой миграции создается паника, и это приводит к гибели или ранению многих антилоп».
Помимо дороги, эксперт обращает внимание на еще одно обстоятельство первостепенной важности, влияющее на популяцию дзерена. На большей части Монголии на фоне засух последних лет и продолжающегося нерегулируемого увеличения поголовья скота, наблюдается сильнейшее истощение травяного покрова. Особенно остра ситуация в Западной и Центральной Монголии.
«Дзерены - исконно степные животные, по сути, живут теперь в кормовых условиях пустыни. Они не приспособлены к этому, не способны накопить достаточного количества жировых запасов в зиму – в истощенном состоянии проводят зимовку даже в благоприятные по погоде годы, и испытывают массовое бедствие в любые мало-мальски холодные или многоснежные зимы. Отсюда их сверхдальние губительные миграции.
Не только железные дороги, но и иные искусственные препятствия в годы с экстремальными погодными условиями периодически ведут к массовой гибели среди мигрирующих дзеренов. Это случается и на российско-монгольской границе в местах, где есть плотные проволочные ограждения. Проблема требует решения, в том числе на межгосударственном уровне», - говорит Вадим Кирилюк.