Все лучшее - детям!
В День защиты детей все экскурсии в музеях Улаанбаатара для подрастающего поколения - бесплатны.
Дворец Богдо-гэгэна
Дворец Богдо-гэгэна (монг. Богд гэгээний ордон) — ургинская резиденция Богдо-гэгэна VIII, в настоящее время — посвящённый ему музей в Улаанбаатаре (Монголия).
В комплекс музея входят Зимний дворец и следующие постройки. Прикрывающие ворота (ямпай) из кирпича с изображением двух драконов — символов власти, силы и непобедимости. Центральные ворота — предназначались для Богдо-гэгэна и его свиты во время церемоний. Главные парадные или триумфальные ворота — символ победы и обретения независимости от Китая. Построены с 1912 по 1919 год мастерами из разных хошунов Монголии под руководством известного архитектора Багажава. Высокие столбы для флагов — на правом в период теократического Монгольского государства развевался государственный флаг, на левом — религиозный желтый флаг. Летний дворец (монг. Зуны ордон) строился в 1893—1903 годах в китайском стиле. Состоит из семи храмов: Храм Развивающий и Расширяющий Мудрость — в нем находятся изображениями махараджей-охранителей четырех сторон света. Четыре храма — в них экспонированы произведения аппликативной или шелковой живописи, живописи тханка, скульптуры божеств, музыкальные инструменты и ритуальные предметы. Главный храм (лавран) — в нем Богдо-гэгэн VIII ежедневно совершал молитвы. В храме находится в частности, изображение Богдо-гэгэна I Дзанабадзара.
Библиотека — храм, в котором во времена Богдо-гэгэна VIII помещались его многочисленные книги. После превращения дворца в музей большая часть религиозных книг была перевезена в Государственную библиотеку.
Экспозиция представляет троны и личные вещи Богдо-хана и его супруги, собрание произведений религиозного искусства, чучел животных, узорную обрядную юрту и предметы, подаренные российским императором Николаем II. Экспонируются парадные и ритуальные одежды и головные уборы Богдо-хана и его супруги, копии государственной печати и печати по делам религии, зонты из павлиньих перьев и желтого шелка, паланкин, письменные принадлежности, мебель, посуда, музыкальные шкатулки.
Экспозиция включает портрет Занабазара, написанный Богдо-гэгэном VIII, детскую одежду Богдо-гэгэна VIII и его игрушки. Имеется несколько картин, написанных известным монгольским художником Б. Шаравом, а также ряд предметов, перенесенных в музей из Желтого дворца, который сгорел в 1924 г.
Музей изобразительного искусства имени Занабазара
Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара (монг. Г. Занабазарын нэрэмжит Дурслэх урлагийн музей) — художественный музей в столице Монголии Улаанбаатаре.
31 марта 1965 года 87-м постановлением Совета министров в столице МНР был образован Музей изобразительных искусств. 23 июля 1966 года в фонды музея было передано 350 экспонатов. В 1985 году, по случаю 350-летнего юбилея Занабазара, музей был переименован в его честь. В период с 1966 по 1989 год выставки музея прошли в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Баку, Улан-Удэ, Софии, Братиславе, Будапеште, Эрфурте. В 1989 году из музея была выделена Художественная галерея, в 1991 — Монгольский театральный музей.
В 1994 году впервые прошла крупная западноевропейская выставка "Монгольские сокровища" в парижском Музее восточных искусств, позже — в Нидерландах, США, Корее, КНР, Германии, Испании и Японии. В 1996-2007 годах, согласно правительственным постановлениям, более 200 экспонатов получили статус уникальных (хосгүй үнэт үзмэр).
Здание, в котором располагается музей, было построено в 1905 году и является одним из первых двухэтажных построек русского типа, возведённых в Урге. Первоначально здание принадлежало построившему его русскому купцу, затем с 1920 года — китайскому банку, с 1921 года было отдано под штаб советского военного контингента, с 1931-го стало Государственным универмагом, в 1961-м в нём расположился Союз ремесленников, а в 1966 году в нём был организован Музей изобразительных искусств.
Чойжин ламын сүм
Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сүм) — храмовый комплекс начала XX века в столице Монголии Улаанбаатаре. В настоящее время — действующий музей тибето-монгольского религиозного искусства.
В 1875 году шестилетний Богдо-гэгэн VIII прибыл в Монголию вместе со своим младшим братом Лувсанхайдавом (1871—1918). Когда Лувсанхайдаву исполнилось 12 лет, личный учитель Богдо-гэгэна Балданчоймбол решил сделать из него прорицателя и в 1884 году пригласил из Тибета чойджин-ламу Сэтээва для исполнения ритуала нисхождения в ребёнка духа-провидца (чойжин). Совместно с ним ритуал нисхождения исполнил и ургинский лама Лувсанпэлжээ. Главными духами-провидцами, на которых опирался Лувсанхайдав в своей практике, стали Найчин-чойжин, Зэмэр-чойжин и Дордже Шүгдэн. Преполагалось, что эти духи станут опорой монгольской государственности и помогут изгнать маньчжурскую власть из Халхи. Сам Лувсанхайдав был известен как поклонник "красной веры" и не придерживался общепринятой в школе гелуг практики целибата, женился.
Первый храм, построенный для государственного чойжин-ламы в 1896—1902 годах в ургинском Зүүн-хүрээ на народные пожертвования, в 1903 году погиб в пожаре. Тогда Лувсанхайдав на собственные средства и средства собственной жены Сүрэнхорло, — дочери управляющего китайским торговым кварталом Урги Маймачен, — начал создание нового каменного храма вокруг уже построенного на этом месте в 1891-1901 годах храма Зуу. В 1906 году Лувсанхайдав отправил императору Гуансюю сопровождённое подарками письмо, в котором заверил его в том, что в новом храме будут молиться за его долголетие и за прочность имперской власти, а также испрашивал официальное название для храма; в результате храм получил имя "Храм распространения милостей" (монг. Өршөөлийг хөгжүүлэгч сүм). В 1908 году строительство храмового комплекса было завершено. Богдо-гэгэн дал ему имя «Дворец, подавляющий все виды чёрных демонов и творящий великое неколебимое блаженство» (Хар, зүгийн шулмасын аймгийн омгийг дарагч, их амгалангийн урвалтгүй зүтгэн бүтээсэн орд харш).
Автором большинства проектов строений комплекса, строившегося из дерева, был монгольский архитектор Омбогийн. Архитектура комплекса испытала существенное влияние китайского зодчества. В изготовлении ритуальной утвари, в частности изображений-танка, принимал участие будущий основатель современной монгольской живописи, Балдугийн Шарав. На украшения всего комплекса было потрачено 1821,2 кг чистого серебра.
Экспозиция воспроизводит состояние храма, каким он был при Лувсанхайдаве. В главном храме находится статуя Будды Шакьямуни XVIII века, по правую руку от неё находится статуя Лувсанхайдава, по — левую — мумифицированное тело ламы Балданчоймбола. Музей располагает большой коллекцией культовых принадлежностей тибетского буддизма, копией 108-томного буддийского канона Кангьюра и 226-томных комментариев к нему — Тенгьюра, привезённой из Тибета Богдо-гегеном VIII, а также коллекцией масок для церемонии цам. Снаружи храма располагается молельня, выполненная в форме традиционной монгольской юрты, а также площадка, на которой Лувсанхайдав выполнял тантрические ритуалы.
В храме Зуу, посвящённом Будде Шакьямуни, экспонируются три статуи Будды, изготовленные из папье-маше. На стенах храма — изображения 16 архатов и четырёх махарадж. В храме Ядам Чойжин-лама проводил важнейшие ритуалы, и он был закрыт для верующих. В нём находятся бронзовые статуи 84 индийских махасиддхов, а также статуи йидамов Калачакры и Махамаи, будды Ваджрадхары и др. Храм Амгалан посвящён первому тулку Богдо-гэгэна, Занабазару (1635—1724).
Монгольский национальный исторический музей
Монгольский национальный исторический музей (монг. Монголын үндэсний түүхийн музей) — крупнейший исторический музей Монголии, располагающийся в Улаанбаатаре. До реконструкции 1991 года он назывался Музей Революции.
Первый в Монголии — Монгольский народный музей — был основан в 1924 году и дал начало многочисленным специализированным музеям. Первые коллекции и экспозиции музея были составлены при помощи советских учёных и исследователей А. Д. Симукова, В. И. Лисовского, П. К. Козлова, а также американского палеонтолога Р. Ч. Эндрюса. Современный Национальный музей, созданный из слияния исторического, археологического и этнографического отделений Центрального музея и Музея Революции в 1991 году, располагается в построенном в 1971 году здании последнего. В настоящее время считается одним из богатейших монгольских музеев.
Экспозиция представляет историю Монголии с палеолита до современности. Выставлен археологический материал, фотографии и схемы мест палеонтологических находок, нумизматика, оружие, предметы быта и культа. Одна из новейших экспозиций — материалы раскопок 2000 года гробницы Бильге-хана Богю (VIII век).