Масштабный музыкальный проект "Минии Буряад"
В рамках фестиваля Алтаргана-2016 на Центральном стадионе Бурятии 2 июля состоится музыкальны проект группы «Минии Буряад» - «Алтарганын соло».
Бренд «Минии Буряад» появился еще в октябре 2013 года. Его автор, продюсер и журналист Норжима Цыбикова говорит, что родился он буквально на небесах. Идея создать журнал появилась в момент, когда самолет набрал высоту. Она была очень четкой, не терпящей отлагательств. Так, уже в феврале 2014 года состоялась презентация первого всебурятского глянцевого журнала «Минии Буряад».
За попыткой перевести его название как «Моя Бурятия» следует поправка: это чуть тоньше, интимнее, что ли, чем просто моя Бурятия. Минии Буряад - это моя отчизна, моя собственная «буряад». То, что очень личное, самое дорогое, то, во что вторгнуться невозможно. Это как моя душа.
АРД беседует накануне масштабного музыкального проекта теперь уже группы «Минии Буряад» - «Алтарганын соло», который состоится в рамках фестиваля Алтаргана, 2 июля на Центральном стадионе Бурятии.
–Так журнал или группа?
– Кроме журнала и группы теперь уже есть телевизионный проект «Минии Буряад». В его рамках на средства республиканского гранта мы объездили всю этническую Бурятию, начиная от Шэнэхэна до Обусы. Получился серьезный цикл фильмов в 5 серий о бурятах Китая, Монголии и России. Это агинские, обусинские, корсаковские и московские буряты. В планах – Бурятия: сартулы, сонголы, хонгодоры, местные хори. Местные «западные» в лице корсаковских бурят уже запечатлены и дали авторам немало открытий. Оказывается, именно кабанские буряты являются прямыми потомками племени барга, которые по не совсем понятным причинам покинули территорию Баргуджин Токума. Как я это поняла? По произношению звука «h». Они его произносят как «х». Как хуушан барга во Внутренней Монголии. Те точно «последние из могикан», ушедшие из Баргуджин Токума. По сути, баргузинские буряты. Я вообще думала, что все западные буряты – «худари». Оказывается, только те, что живут на восточном берегу Байкала. «Ходорhон» - то есть ушедшие. Кстати, теперь уже ушедшие от ушедших есть и в районах Бурятии и в Монголии.
– А группа?
– Группа «Минии Буряад» сложилась в октябре 2014 года, когда мы презентовали журнал в Улан-Баторе для крупнейшей диаспоры бурят. Тогда на сцене Соелын Төв Өргөө» (это монгольский Кремлевский дворец съездов) выступали Сэсэгма Бабудоржиин, наш Чингис Раднаев, Жаргалсайханай Чингэс и Мунхын Амарсанаа, одноввременно солист группы “Нюанс”. Решение создать группу возникло по инициативе Сэсэгмы. Она – человек потрясающего ума и таланта.
Я думаю, на это решение повлияло то, какой зритель пришел, и то, как он реагировал на происходящее. Великовозрастные внуки приводили своих бабушек и дедушек, многие плакали. И мы были в каком-то оцепенении. Такая же реакция в 2008 году была на Сэсэгму в Москве. На концерт пришла в том числе и публика почтенного возраста, уже ставшая московской до мозга костей. По окончании концерта они не скрывали слез. Я вот давно не помню искренних слез на концертах. А здесь я наблюдаю систематически. Наверное, это и есть сила искусства - талант и интеллект в совокупности. Согласитесь, редкое явление сегодня.
– Почему «Алтарганын соло», а не «Минии Буряад»?
– По сути это и будет «Минии буряад». Поскольку задача стоит исполнить песни всех бурят-восточных, западных, южных, монгольских, китайских. Сэсэгма сейчас прослушивает песни из репертуара ансамбля «Худара» из Корсакова. Самодеятельного, напрочь аутентичного. Планируем совместное выступление. Почему то я уверена - они произведут фурор. Потом будут спеты песни из золотого фонда бурятских композиторов. Обязательно «Сэлэнгэ» Базыра Очировича Цырендашиева. Думаю, он лично посетит наш концерт. Но самое главное - это молодежь, которую предстоит узнать на этом концерте широкой публике. У нас же нет института продюсирования. А этот проект как раз может стать мощной взлетной площадкой для молодых. Я думаю, мы вместе сможем наблюдать этот феномен. Плюс еще исполнение народных песен. «Наян Наваа», например. Не многим известно ведь, что эта песня была под запретом многие годы. А в песне Чингиса Павлова «Любовь моя, Бурятия» в припеве раньше были слова «и ты любовь моя, Наян Наваа».
А песня «Алтаргана» тоже была под запретом. Якобы потому что ее пели эмигранты. Многие ли знают этот период истории. Да и вообще, знаем ли мы свою историю. Поэтому, этот проект не просто музыкальный. Это некий экскурс в историю через песни. А то, что группа состоит из ведущих исполнителей трех стран проживания бурят - это некий месседж. Знак почтения всем тем, кто не покидал надежды хоть как-то объединить разорванные нити. И «Алтаргана» в этом смысле несколько сакральный проект для бурят.
– Кто будет ваш зритель? Стадион, все-таки...
– Я знаю этих зрителей. Они такие настоящие. На концерт группы «Минии Буряад» – а он был в Улан-Удэ в ноябре прошлого года, специально из аймака Монголии приезжал дед со своими внуками. Он вышел на сцену и поблагодарил за песни от имени своей супруги, ушедшей из жизни. Мурашки…
У меня, при большом опыте проведения музыкальных проектов, постоянно мурашки только с ними. Они все - Амарсанаа, Чингэс, наш Чингис, Сэсэгма - очень умные люди. В силу этого – очень добрые, искренние, с потрясающим чувством юмора. И патриоты в настоящем понимании этого слова. Потому зритель нуждается в них. Потом не часто такой состав можно послушать да еще в сопровождении национальных инструментов. Этник-группа «Хунну», подопечные Мунхын Амарсанаа, обещают устроить взрыв мозга.
Мы должны признаться себе, что мы не избалованы знанием собственных песен, особенно в хорошем исполнении. И потом все они - артисты с сольной карьерой, и их редкие выступления - это желание обозначить бурятскую песню как тренд народа. На то пошло - песня способна, если не возродить язык, то хотя бы не дать ему окончательно загнуться. Вот соберемся, послушаем, а потом подумаем, как дальше быть.