Опыт Монголии в инвестиционных договорах и арбитражных делах
Подписание международных инвестиционных соглашений (МИС) в надежде на привлечение иностранных инвестиций является основной стратегией для правительств, стремящихся улучшить экономическое развитие.
МИС существует примерно с 1959 года, когда был подписан первый двусторонний договор об инвестициях (ДДИ) между Германией и Пакистаном. К концу 2015 года насчитывалось 3286 инвестиционных соглашений (2928 битам и 358 "другие МИС"). "Другие МИС" относятся к уже имеющимся отличным от ДДИ экономическим соглашениям: связанным с инвестициями положения, такие как инвестиционные главы соглашений о свободной торговле (ССТ).
В течение 1990-х и в начале 2000-х была подписана большая часть этих договоров, когда большинство правительств считали, что экономический либерализм принесет развитие. В течение этого периода, большинство развивающихся стран продавали миф. Идея заключалась в том, что подписание инвестиционных соглашений будет способствовать странам в привлечении иностранных инвестиций. В то время не было осознания таких рисков, как отказ правительства от точки зрения суверенитета.
Монголия не является исключением. Правительство подписало 43 двусторонних инвестиционных договора (ДДИ), из которых 37 находятся в силе. Подавляющее большинство из них были заключены в период между 1991 и 2001 годами и почти половина ДИС Монголии (17 из 43), со странами Европейского союза 4.
Монголия также является участником многостороннего соглашения по Договору Энергетической Хартии с 1994 года. Устав является многосторонним соглашением, которое предлагает инвесторам защиту в энергетическом секторе аналогичную встречающимся в других инвестиционных соглашениях, в том числе, возможность возвращаться к международному инвестиционному арбитражу. В 2015 году Европейское Государство - Италия объявила о своем выходе из ДЭХ из опасения, что будущие изменения энергетической политики могут спровоцировать волну инвестиционных споров.
Фактически же, заявленные цели соглашений в лучшем случае бесполезны. Большинству научных исследований, проведенным научным сообществом, не удалось найти прямую связь между МИС и привлечениями прямых иностранных инвестиций. Опыт многих других стран, таких как Южной Африки, Эквадора, Венгрии и Бразилии показывает, что обещание увеличения иностранных инвестиций при подписании МИС не было выполнено. Даже Европейский торговый представитель Мальмстрем недавно признал, что большинство исследований не показали "прямую и исключительную причинно-следственную связь” между международными инвестиционными соглашениями и прямыми иностранными инвестициями.
Недавнее исследование о последствиях подписания инвестиционных договоров для развития Монголии привело к аналогичным выводам. Было установлено, что, несмотря на то, что Монголия может похвастаться весьма либеральным инвестиционным законом о защите прав и собственности иностранных инвесторов в стране, а также очень щедрыми налоговыми льготами, в том числе, освобожденим от уплаты налогов и налоговой стабилизацией соглашений, это в значительной степени помогло привлечь ПИИ в страну. Кроме того, приход ПИИ в страну служил лишь созданию ограниченной и нерегулируемой занятости, а не способствованию существенному увеличению (внутренний) обрабатывающей промышленности - 72,5% всех ПИИ в геологической разведке и добыче, - и лишь незначительный вклад в искоренение нищеты.
Источник: www.tni.org
В сюжете: экономика Монголии