На Алтае найдена древняя наскальная мантра
Около села Кара-Кобы Онгудайского района Республики Алтай группой энтузиастов-исследователей обнаружена надпись, которая может быть отнесена к Ойратскому периоду истории Горного Алтая. Скорее всего, на скале изображена одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ". Сейчас отчетливо читается только первый слог, остальные символы просматриваются с затруднениями.
Как говорится в сообщении организации «Алтай Буркан јаҥ», до этого буддийские надписи на территории Онгудайского района Республики Алтай находили близ Кулады и заброшенного села Салдяр.
Мантра "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ" наделена множеством значений. Все они сводятся к объяснению смысла совокупности сакральных звуков составляющих её слогов. Сама мантра редко интерпретируется в значении, обусловленном её буквальным переводом: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!»
Далай-лама XIV поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды. Второе слово (Мани — «драгоценность») соотносится с бодхичитта — стремлением к Пробуждению, состраданием и любовью. Третье слово (Падме — «цветок лотоса») соотносится с мудростью. Четвёртое слово (Хум) олицетворяет неделимость практики (метода) и мудрости.
У данной мантры имеется собственное название, а именно «Шестислоговая», которое традиционно объясняется способностью шести слогов мантры спасать живых существ от рождения в шести юдолях сансары (адских миров, мира голодных духов, мира животных, мира людей, мира полубогов, мира богов), при этом каждый слог символизирует определённый мир.
Часть коренных жителей Республики Алтай исповедуют буддизм. В регионе их насчитывается около 2 тыс. человек. Они убеждены, что в средние века почти все алтайцы придерживались этой веры, однако впоследствии, в том числе в связи с христианизацией и установлением советской власти, «потеряли корни». Находки, подобные кара-кобинской мантре, позволяют им утверждать, что буддизм имеет на Алтае большую историю.
По данным опроса, проведенного в 2008 году Институтом алтаистики, в республике существует тенденция роста религиозности населения — около 56% опрошенных отнесли себя к категории верующих. Вместе с тем 13% респондентов считали себя неверующими и свыше 31% не определились в религии.
Последняя категория представлена в основном молодежью (74%) и средним поколением (21%). 61% опрошенных назвали себя православными христианами, более четверти — приверженцами «алтайской веры» (бурханизма, шаманизма), десятая часть — к последователями ислама. При этом среди верующих этнических алтайцев бурханисты составляли 81%, православные христиане — 10,7%, шаманисты — 5,3%, буддисты — 2,2%.
Как отмечают в своей работе Борис Кнорре и Сергей Филатов (опубликована в сборнике «Религиозно-общественная жизнь российских регионов»), после перестройки наметились три основные направления национального религиозного выбора алтайцев: буддийский бурханистский, направленный на развитие бурханизма как особой алтайской формы буддизма; шаманистский пантеистический (то, что исследователи из института Суразакова назвали «алтайской верой»), отвергающий буддизм и монотеизм, направленный на возрождение поклонения духам природы и предков; бурханистский тенгрианский, направленный на развитие бурханизма как монотеистической тюркской религии.
Фото: Алтайский Бурханизм
Источник: Regnum
В сюжете: АлтайбуддизмОм мани падми хумнаскальная надписьистория