Межсезонье
История возникновения тибетской медицины сходна с индийской, но начало свое она ведет не от Брахмы, как в индуизме, а от последнего Будды предыдущего временного цикла, который и преподал её Брахме.
Это был Будда Кашьяпа, третий в линии Будд нашей вселенной и предшественник Будды Шакьямуни. Это было очень давно, в далеко отстоящем от нашего временном цикле. Согласно буддийской мифологии, в первый период нашего нынешнего временного цикла, (который делится на четыре юги) люди жили погруженными в состояние глубокого сосредоточения, обладали чудесными силами, тела их испускали свет, и они даже не нуждались в пище. Но однажды, в силу прошлой кармы, кусочек смолы упал на землю, а кто-то поднял его и съел. Этот кто-то заболел.
Таким образом, несварение стало первой болезнью и возвестило окончание золотого века. Бог Брахма, узнавший о болезни человека, исполнился сострадания и захотел излечить его. В то же самое мгновение Брахма вспомнил медицинское наставление Будды Кашьяпы - что кипяченая вода излечивает недуги "пищеварения". Им было назначено лечение. Человек выздоровел. Медицина нашего временного цикла началась.
Позднее Брама вспомнил все медицинские поучения, преподанные ему Буддой Кашьяпой. Он передал эти знания близнецам Ашвинам, и в конце концов они спустились в мир людей, к Атрейе, знаменитому наставнику Аюрведы из Таксашилы. Атрейя передал их своим ученикам, а они, включая Дживаку, личного врача Будды и святого покровителя тибетской медицины, преподавали и распространяли эти знания дальше.
И подобно тому, как в прошлом временном цикле Будда Кашьяпа преподавал медицину, и его наставления вошли в наш временной цикл в только что описанной линии преемственности, так и Будда Шакьямуни наставлял медицине в нынешнем временном цикле.
Среди медицинских божеств немало женских эманации исцеляющей Будда-природы. Помимо Тары, есть богиня Парнашабари, известная как «Покровительница больных», уничтожительница болезней, эпидемий и вредоносных духов. Сама она обладает восемью формами, большинство из которых облачено в листья лекарственных растений. Среди других буддийских богинь, связываемых с исцелением, можно назвать Джангули, Махачину и Экаджати.
Существует также восемь особых богинь медицины, и одна из них - Дудзи Ма, что буквально означает «Мать нектара».
По тибетской легенде, в одном из человеческих воплощений она родилась в семье индуса, владельца гостиницы, и носила имя Йитогма. Она была необычайно красивой и сильной и занималась выращиванием лекарственных трав и деревьев в черте и окрестностях города Бодхгая, то есть на внешнем, проявленном уровне медицинской мандалы. Она супружествовала с сиддхами, бодхисаттвами и царями, и ее дети наследовали медицинские учения. Говорят, что великий врач-святой Тибета, Бирюзовый лекарь Ютог ведет свое происхождение с одной стороны от нее и от рода Будды Шакьямуни - с другой.
Древняя гневная форма Дудзи Ма - Дордже Пхагмо, Ваджра-варахи, «Алмазная свиноголовая мать». Она - супруга гневной формы Будды Медицины. Эта форма - Черный Дамдин (Хаягрива) изгоняет злых духов болезни. Он цвета дыма, окружен языками пламени и держит тантрическое оружие для покорения негативных сил. Дамдин и Ваджраварахи изображаются в любовных объятиях. Они представляют собой союз мудрости и искусных средств, а силой их мантры горячий расплавленный металл вытекает на грудь их врагов, покоряя демонов болезни и преображая их в природу Будды.
_________________
Межсезонье это пятый сезон в китайской традиции.
Что это означает?
В отличие от западной традиции, система формирования сезонов года в Китайской традиции имеет пять времен года вместо четырех.
Пятым сезоном является Межсезонье. Так как на каждый сезон выделятся 72 дня, получаем: Зима (72 дня) + Весна (72 дня) + Лето (72 дня) + Осень (72 дня) = 288 дней или 366-72-72-72-72 = 78 дней остается в каждом году еще на один, пятый сезон.
На Межсезонье у нас приходится 72 дня. Так как основных сезонов четыре, то каждое Межсезонье это восемнадцать дней между сезонами 72/4 = 18. Это поможет: "Черный нефрит" - от всех проблем с опорно двигательной системой! Чтобы правильно рассчитать дату начала Межсезонья, надо сделать следующее. Взять дату начала любого сезона, например, в 2013 году Лето начинается 5 мая. Откладываем назад 18 дней и получаем, что Межсезонье между Весной и Летом начинается 17 апреля. Почему так? Позволю себе процитировать один из сайтов, посвященных китайской медицине: «В «Классике Категорий» Чжан Чжи Бина (1624) сказано:
«Селезенка принадлежит элементу Земля, которому принадлежит Центр, влияние которого проявляется на протяжении 18 дней в конце каждого из четырех сезонов, а сам он не принадлежит к какому либо сезону». В «Рассуждениях к прописям из Золотого дворца» Чжан Чжун Цзин сказал: «в конце каждого сезона Селезенка достаточна сильна, чтобы противостоять патогенным факторам и поэтому в цикле сезонов элемент Земля соответствует поздняя стадия каждого сезона». Хотя элемент Земля часто ассоциируют с «поздним летом» или с «бабьим летом» ( у китайцев оно считается пятым временем года), но точно также ему соответствует и «поздняя зима» и «поздняя весна» и «поздняя осень». Те, кто изучает китайскую традицию, знают, что каждый сезон имеет свой управляющий элемент.
Межсезонье управляется элементом Земля*, и поэтому образ жизни, поведение и питание связаны с органами, за которые элемент Земля отвечает. Это система органов Желудка и Селезенки, или по-другому система меридианов Желудка и Селезенки. В традиционной китайской медицине этому сезону, отвечающему за систему Селезенки придается очень большое значение. Причина состоит в том, что Желудок на пару с Легкими отвечает за пополнение постнатальной Ци организма человека. А Селезенка за иммунитет. Если Селезенка или Легкие плохо работают, то человек не может в достаточной мере восполнять расходуемую энергию и, рано или поздно, заболевает. Поэтому укреплению Селезенки и Желудка в китайской медицине придается такое большое значение. Межсезонье это уникальное время, когда вы существенно можете поправить и укрепить свое здоровье, если будете соблюдать несколько простых правил. К слову, правила поведения, питания и образа жизни одинаковы для всех периодов Межсезонья, то есть для периодов между весной-летом, летом-осенью, осенью-зимой и зимой-весной.
Единственным исключением является Межсезонье между летом и осенью. Стоит учесть, что в это время самый сезон овощей и фруктов. Поэтому если у вас все хорошо с пищеварением, не стоит себе отказывать в свежих фруктах и овощах, несмотря на рекомендации в Межсезонье употреблять в основном приготовленную пищу. Поэтому Межсезонье между летом и осенью является небольшим исключением из общих правил. Итак, что нужно делать, чтобы укрепить Селезенку в этот период? Особенности питания в Межсезонье Меньше есть. Это самое главное правило. Не кушать вечером. То есть после 19.00. Кушать больше злаковых и сладких корнеплодов. Вплоть до трех раз в день. Не кушать сырую, сухую, кислую пищу. То есть вся еда должна быть термически обработана. Период квашеной капусты и соленых огурцов на Межсезонье заканчивается. Единственным исключением тут является лимон. Он укрепляет Желудок. Меньше пить жидкостей. Не есть холодную пищу. То есть пища должна быть теплой. Сократить или вообще исключить употребление молочной пищи.
Тем, кто без нее жить не может, в Межсезонье можно жарить или варить адыгейский сыр или моцареллу. Или делать из свежего творога такие блюда как сырники и запеканка. Нельзя пить цикорий и кофе. Но очень полезно пить отвар из фиников. Его можно приготовить таким образом: 2 - 3 финика положить в воду и варить 15 - 20 минут. Воду выпить. Финики съесть. Мед можно. Но лучше всего выбирать холодные сорта, например мед из акации или донника. Курагу и инжир желательно в этот период не есть. Из орехов рекомендованы в межсезонье кедровые. Чай этого сезона - черный пуэр. Так как селезенка любит сладкую еду, то неплохо добавлять в каждое блюдо умеренно сахар.
Из фруктов наиболее соответствуют сезону сладкие яблоки. Если в сыром виде (яблоки тут единственное исключение), то не более одного яблока в день. Из напитков рекомендуется пить компот из сухофруктов. Фасоль можно кушать каждый день, но не более одной столовой ложки. Важно знать, что Селезенка принципиально "любит" три типа пищи: Злаки. Основные злаки селезенки: пшено, гречка и перловка. Более того, злаки в этот период не только можно, но даже очень полезно кушать 3 раза в день. Геркулес для селезенки не хорошо. Рис по своим свойствам нейтрален в этот сезон.
Сладкие корнеплоды: картошка, батат, морковка, приготовленный лук. Так же очень полезна тыква. Мясо и мясные продукты. Особенно из мясных продуктов рекомендованы в период межсезонья следующие: говядина и бульоны на основе говядины. Перепелиные яйца. Специи в Межсезонье Зеленый кардамон, корица, мускатный орех, свежий имбирь. Толочь и добавлять в еду при приготовлении. Именно таков порядок по степени полезности специй для Селезенки.
Особенности поведения в Межсезонье
Надо много ходить. Желательно проходить в сутки не менее семи километров. Почему это важно? Дело в том, что система Селезенки укрепляется через укрепление ног. Поэтому длительные прогулки особенно показаны в этот сезон. Делать любые упражнения из йоги, цигун и других оздоровительных систем для укрепления ног.
Селезенка очень "любит" музыку. Поэтому в межсезонье слушать хорошую музыку особенно полезно. Не зря одним из правил аюрведического питания является слушать гармоничную, красивую музыку во время приема пищи. Физически не стоит переутомятся. Так же, не полезно переутомятся умственно. Дело в том, что Селезенка всегда ослабляется при сильных умственных и физических нагрузках. И есть 4 периода по 18 дней в году - Межсезонье, когда стоит немного себя поберечь, чтобы в остальное время чувствовать себя отлично! И в заключение, как иллюстрацию хочется привести вам цитату из древнего медицинского "Трактата о внутреннем Желтого Императора Хуан-ди":
"Середина порождает влагу. Влага порождает стихию почвы, почва порождает сладость, сладость порождает селезенку. Селезенка порождает мышцы, а мышцы порождают легкие. Селезенка управляет ртом. На небесном уровне — это влага. На земле — это стихия почвы. В человеческом организме — это мышцы. Среди органов цзан - это селезенка. Среди цветов — это желтый цвет. Среди звуков — это звук гун. Среди модуляций голоса — это пение. Среди нарушений движения — это икота. Среди отверстий тела — это рот. Среди вкусов — это сладкий вкус. Среди эмоциональных устремлений — это задумчивость. Задумчивость разрушает селезенку. Раздражение побеждает задумчивость. Влага разрушает мышцы. Ветер побеждает влагу."
Использованы материалы http://kitamed.ru/mezhsezonye-osobennosti-sezona, http://nandzed.livejournal.com/2851784.html