Монгольская национальная одежда должна выйти на мировой рынок. ФОТО
Монгольский мир моды глазами молодого дизайнера О.Уранцэцэг.
Дизайнер салона моды “Эртний монгол хийц” (Древний монгольский дизайн) О.Уранцэцэг, выигравшая Гран-при фестиваля моды “Гоёл” в этом году, рассказала о своей карьере и коллекции, представленной на крупнейшем в Монголии ежегодном модном показе.
- Вы раньше принимали участие в фестивале “Гоёл”? Он каждый год имеет какие-то особенности, каким был “Гоёл” на этот раз?
- Фестиваль “Гоёл” был необычайный. В этом году я принимала участие в этом престижном показе мод во второй раз и представила мою вторую коллекцию Нүүдэлчин гоёл (Мода Кочевников), которая и привела меня к Гран-при. Я чувствую себя на седьмом небе. Я получила награду за лучший дебют дизайнера в прошлом году, когда продемонстрировала свои проекты в первый раз на фестивале Гоёл. До этого я выиграла Гран-при на третьем международном фестивале моды традиционной одежды. В 2015 году в Южной Корее я участвовала в конкурсе молодых дизайнеров и заняла третье место среди участников из 30 стран мира.
- Многие дизайнеры представили свои проекты на Гоёл-2016 г. Насколько сильной была конкуренция?
- Каждый дизайнер, участвовавший в фестивале, был сильным. Монгольские модельеры действительно блестящи. Каждый из них создал свой уникальный дизайн, сочетая традиционные монгольские особенности.
- Вы на Гоёл-2016 года представили коллекцию “Мода Кочевников”. Почему вы назвали ее именно так?
- Наши предки были кочевниками. Так что я решила взять за основу древнюю монгольскую одежду. Вторая причина в том, чтобы в какой-то мере сохранить связанную с дээлом культуру. Я хочу развивать культуру древней монгольской одежды в соответствии с современной монгольской модой и сделать одежду еще более роскошной и гламурной, не теряя при этом культуру. Я занимаюсь дизайном одежды с этой целью.
- Насколько велика коллекция “Мода Кочевников - 2”?
- Эта коллекция состоит из более чем 40 дээли. Более 20 из них были показаны зрителям на Гала-концерте фестиваля “Гоёл”.
- Когда вы впервые заинтересовались дизайном одежды?
- Я хотела стать дизайнером одежды с детства. Даже когда была маленькой, я всегда хотела носить красивую одежду. Я никогда не хотела создавать одежду для всех. Я шила для себя, но это не было моим основным занятием. Продолжить карьеру в мире моды я решила в 2012 году. Моими первыми клиентами были депутат ВГХ С.Жавхлан и его жена, певица протяжной песни Г.Эрдэнэчимэг.
Я считаю, что это тоже была судьба. Когда я была никем, С.Жавхлан и его супруга пришли ко мне и попросили меня сделать для них монгольские дээли. Это тогда имело для меня большое значение.
- У салона моды “Эртний монгол хийц”, по слухам, много знаменитых клиентов. Это действительно так?
- Наш салон моды очень популярен. Я даже не могу взять выходной и отдохнуть в конце недели. Очень немногие из моих клиентов знамениты. Я не люблю называть их имена, потому что есть люди, которые являются великими, даже если они пока еще никому не известны. Монголы становятся более скромными, становясь известными. Все мои клиенты великие люди. Каждый из них имеет свои собственные уникальные черты.
- Клиентов какой возрастной группы вы обычно принимаете?
- Мои клиенты разного возраста, начиная с восьми лет и заканчивая 80-летними. Тут нет никаких возрастных ограничений. Мои дээли любимы людьми всех возрастов. Большинство моих клиентов счастливы, нося мой дээл. Некоторые даже говорят, что они стали выглядеть на пять лет моложе.
А девочки, мальчики и молодые люди говорили мне, что дээл делает людей старше и сказали, что, когда они носят мои дээли, то выглядят солиднее и опытнее. Тех же, кто старше, дээл может заставить выглядеть намного моложе.
- Сколько сотрудников работает в салоне моды “Эртний монгол хийц”?
- Обычно от шести до восьми рабочих. Мы трудимся, как один человек - мы отличная команда. Вот почему мы так счастливы работать вместе. Коллектив будто часть меня. Один человек не может ничего сделать. Мои проекты ничего бы не значили, если бы не были реализованы так хорошо. Шить монгольский дээл не самый легкий труд.
- Сколько дээли есть у Вас?
- Есть монгольская поговорка, которая гласит: "Гуталчны хүүхэд гуталгүй" или "Сапожник без сапог". Когда я хожу в дээле, который я сшила сама, люди просят меня продать его им. Хотя мне не очень хочется продавать дээл, который я ношу, я очень рада, что они хотят его купить, даже поношенный. Я знаю, как много усилий было затрачено на его изготовление. Я отказываюсь сначала, но в конечном итоге все равно приходится продать. Было много случаев, когда люди настаивали на покупке именно того дээла, который я носила, хотя я предлагала сделать для них точно такой же. Я так счастлива, что люди покупают мой дээл, не думая, о том, что его уже кто-то носил. Это означает, что им моя работа нравится настолько, что они не заботятся об этих вещах. Некоторые люди поднимали мне настроение, говоря, что я излучаю положительную энергию.
- В последние годы местные дизайнеры сосредоточились больше на инновационном дизайне традиционной монгольской одежды. На Ваш взгляд, как в будущем будет меняться дизайн традиционных дээл?
- Монгольская национальная одежда должна выйти на мировой рынок. Когда я впервые начала шить дээл, у меня было желание заставить всех носить национальную одежду. Невозможно сделать дээл для того, чтобы носить его лишь некоторое время, - это не временная вещь. Дээли должны быть универсальными, высококачественными, прочными, долговечными и иметь гармоничные цвета.
Моя самая большая мечта - создание глобального бренда монгольской одежды. Единственный способ сделать это - создавать высококачественные наряды. Было бы замечательно, если бы каждый монгол носил свою национальную одежду - дээл. Одежда является формой культурного наследия. Понятно, что мы не будем носить дээл одного стиля все время.
Первоначально монголы занимались скотоводством, охотой и военным ремеслом. Состояние окружающей среды и среда их обитания были другими. Одежда кочевников должна отвечать многим требованиям, поскольку они должны в ней легко двигаться, одежда не должна ограничивать движения, должна быть удобной, прочной как во время теплых, так и холодных сезонов. В национальной одежде многое предусмотрено, нам остается только это немного развить и усовершенствовать.
- Вы говорили о высоком качестве дээли. Материал имеет важнейшее значение при изготовлении дээли. Где Вы его берете?
- Наш салон имеет несколько поставщиков текстиля. Я хотела бы найти новых производителей монгольского текстиля и испытать качество их товара в первую очередь на своих собственных дээли. Я также ищу поставщиков в Индии, Китае, Корее, Австрии и Италии. После тщательного анализа я выбираю наилучший материал для каждого дээла.
В сюжете: дээлнациональная одеждадизайнмода