Железная дорога - это отрасль, где переплетаются большие деньги и политика
Интервью с видным деятелем железнодорожной отрасли Монголии и бывшим депутатом Великого Государственного Хурала О.Сурэном.
– Вы – профессиональный железнодорожник. Работали также в парламенте страны. Понятно, что наша беседа затронет железную дорогу и политику. Прошло всего несколько дней с момента назначения нового начальника УБЖД. Первый вопрос: почему заменили Л.Пурэвбаатара, полномочия которого еще не истекли?
– Железная дорога – отрасль, в которой тесно переплетаются интересы политиков и бизнесменов. Меняется правительство или министр дорог и транспорта – сразу следует смена начальника УБЖД. Теперь сложилась практика смены начальника дороги, если заинтересованная сторона заняла место в парламенте. Например, компания с иностранным хозяином, владеющая железнодорожной веткой протяженностью 90 км и отходящей от сети УБЖД, довольно продолжительное время тому назад начала лоббировать вопрос о назначении начальника дороги. В результате выборов эта компания получила своего представителя в парламенте страны и следующий ее шаг - свои представители в правительстве и УБЖД. Только крайне решительные люди будут бороться за кресло начальника дороги.
– А почему Вы не участвовали в этой борьбе? Если эту отрасль должны возглавлять профессиональные железнодорожники, то Вы - один из самых сильных кандидатов.
– Я не справляюсь со своими личными делами.
– За должность начальника дороги боролись три человека. Какие мысли у Вас относительно этих кандидатов?
– Л.Халтар – человек, который с молодости работает на железной дороге. Очень грамотный специалист, и думаю, что при нем железная дорога получила бы позитивное развитие, дистанцинированное от политических и олигархических группировок. Мне кажется, что Д.Загджава поддерживала относительно здоровая часть политической элиты. Но со стороны ситуация мне понимается следующим образом: Д.Загджав немного недооценил политическую обстановку. С другой стороны, вопрос назначения начальника дороги на 50% зависит от российской стороны.
При каждой смене начальника дороги русские вносят вопрос, затрагивающий их интересы. На этот раз они заполучили должность главного инженера УБЖД, определяющего техническую политику отрасли – самую важную должность в отрасли.
– Раньше главного инженера назначали монголы?
– Да. Но последние назначения говорят о том, что на самые основные должности назначены русские. Раньше они получили заместителя начальника по финансам и заместителя начальника по подвижному составу. Теперь у них будет лицо, определяющее техническую политику. А монголам достались, кроме начальника дороги, заместители начальника по безопасности движения, охране труда – значимость их малая, а ответственности побольше. Я лично очень обеспокоен тем, что УБЖД с каждым днем всё больше и больше защищает российские интересы, конкретнее – интересы РЖД. И главное не в том, что начальник дороги назначается на три года.
Неправильная политическая система нашей страны порождает всё большую заинтересованность политических и олигархических группировок участвовать в деятельности УБЖД.
Для нашей страны, не имеющей выхода к морю, железнодорожная отрасль – это гарантия национальной безопасности номер один. Многие войны происходили из-за конфликтов, связанных с железеной дорогой, например, война 1905 года между Россией и Японией произошла из-за споров о владении Манчжурской железной дорогой. А мы просто подарили, мол, берите.
Что касается Д.Жигжиднямаа, то осталось только посмотреть на его работу. Хочу пожелать ему, чтобы он не проводил широкомасштабных перестановок под видом структурных преобразований, не делил людей на своих и чужих, ведь железнодорожная отрасль, в отличие от аппарата министерства – это специфический и технологически сложный организм.
– Вы упомянули частную компанию, соорудившую дорогу протяженностью 90 км. Ведь это компания “Болд тумур Ероо гол”?
– Именно так.
– Компания “Болд тумур Ероо гол” имеет своего представителя в парламенте. Человек, которого эта компания продвигала на должность начальника дороги – это Д.Жигжиднямаа? каким образом он связан с компанией “Болд тумур Ероо гол”?
– В СМИ по-разному преподносят эти отношения. Я делаю выводы на основании этих сообщений. Когда Д.Жигжиднямаа был заместителем начальника дороги по перевозкам, действовала схема, по которой грузы, прибывшие на Замын-Ууд, должны были, по международным правилам, грузиться на монгольские вагоны, но фактически они грузились в Эрляне в вагоны компании “Болд тумур Ероо гол”. Потом распределять вагоны стали не в УБЖД, а на Эрляньской железной дороге. Тут и начали возникать подозрения. На УБЖД хотели изменить ситуацию, но не смогли. И вообще, слухи о связях Д.Жигжиднямаа с компанией “Болд тумур Ероо гол” основаны не только на назначении его начальником дороги, но и с предыдущей его деятельностью.
Железнодорожники опасаются, что УБЖД станет железной дорогой, принадлежащей компании с иностранным владельцем.
– Ваши опасения близки не только профессиональным специалистам, но и нам. Ведь компания “Болд тумур Ероо гол” соорудила лишь 90 км дорог, которые связаны с 30 км дорог, принадлежащих МТЗ. Другими словами, дорога МТЗ не имеет возможности соединиться с главной магистралью, не используя дорогу компании “Болд тумур Ероо гол”.
– По закону, имеется несколько оснований для того, чтобы государство владело железнодорожной веткой. Но при этом нет никаких оснований – ни законных, ни по значимости, чтобы 30 км железной дороги, отходящих от железной дороги компании “Болд тумур Ероо гол” к месторождению Тумуртэй, принадлежали государству.
– Но в СМИ ее представили как объект столетия?
– Какой там объект столетия. Никакого значения для государства эта ветка не имеет. Во-первых, месторождение, к которому проложена ветка – не государственное. Во-вторых, эта ветка – продолжение железнодорожной ветки. Эта ветка должна принадлежать владельцу месторождения и компании “Болд тумур Ероо гол”. Государству она не нужна.
– Вы говорите про объект столетия?
– Да. Я знаю, что месторождением владеет не государство. Поэтому проложить 30 км железных дорог в продолжение железнодорожной ветки частного владения и отдать их во владение государства – это просто мошенничество. Мне кажется, что государство прислуживает казнокрадам и мошенникам.
Эта дорога выгодна лишь компании “Болд тумур Ероо гол”. Отсюда можно заключить, что монгольское государство давно уже осиротело и попало в руки мошенников.
– То есть, владельцем этой ветки является госкомпания МТЗ?
– Не знаю. Наверное, так и есть. В любом случае, сижу и удивляюсь, читая в СМИ, что государство приобрело эту железнодорожную ветку.
– Нынешний министр дорог и транспорта Д.Ганбат в свое время работал исполнительным директором госкомпании МТЗ. Я уже начинаю подозревать, что здесь существует какая-то связь...
– Не знаю, но повторюсь, что государству эта ветка даром не нужна. Кто, зачем ее приобрел – загадка.
– Было ли выгодно соединить ее с главной магистралью УБЖД?
– Ответвления в принципе невыгодны. В мировой практике не бывало случаев, чтобы железнодорожную ветку прокладывали дальше, и потом государство покупало ее. Повторюсь – продолжение железнодорожной ветки, принадлежащей частному лицу.
В сюжете: железная дорогаинфраструктураМонголия