"Мял Богдын намтар" или “Биография Миларепы”
С 15 февраля до Цагаан сара в кукольном театре Монголии вновь будет идти популярная пьеса.
Еще с тех пор, как поэтесса Цоодолын Хулан в 2015 году писала сценарий пьесы "Мял Богдын намтар" или «Биография Миларепы» (по-бурятски Миларайба), ее показ перед Цагаан саром стал хорошей традицией. Режиссер кукольного театра Монголии - М.Ариунтуяа, а музыку к пьесе написал призер Государственной премии, композитор Б.Мөнхболд.
Издревле наши предки - бабушки и дедушки - знают и уважают этого исторического персонажа, поклоняются ему. Считается, что прочитать биографию Миларепы - благодеяние (буян болох). Так что дедушки и бабушки читали и рассказывали “Мял Богдын намтар” (“Биографию Миларепы”) своим детям и внукам.
Миларепа Шепа Дордже родился в 1052 году, а в 1135 году отошел в мир иной. Миларепа — учитель тибетского буддизма, знаменитый йог-практик, поэт, автор многих песен и баллад, до сих пор пользующихся популярностью на Тибете, один из основателей школы кагью. Его учителем был Марпа-переводчик.
Его биография имеется во многих источниках. В Монголии она была переведена много раз. Впервые - во время правления Мөнх хаана. Мөнх хаан или, по-русски, Мунке или Мунхэ хан — четвёртый великий хан (каган) (1251—1259) Монгольской империи, внук Чингисхана, сын Толуя и Соркактани-беги, брат Хубилая, Хулагу и Ариг-буги. Известен средневековому Западу своим участием в Европейской кампании 1236—1242, в ходе которой монгольское войско дошло до Адриатики.
Кстати, в Монголии существовала линия хубилганов Миларепы. Третий хубилган Миларепы, Гарма-лама возвышен как Государственный Учитель во время правления Мөнх хаана. В качестве его предпоследнего перерождения был опознан Н.Цэрэндондов, скончавшийся в 1996 году.
Переводы биографии были выпущены несколько раз. Но лучшим из них считается перевод Гүүш Цорджи, сделанный в 1618 году по заказу Цогт хунтайджи его матери хатана Чин Тайху.
Миларепа родился в богатой тибетской семье, но его отец внезапно умер от болезни, и дом, поле и всё имущество забрал его дядя, который жестоко относился к Миларепе, к его матери и сестре. Мать Миларепы, будучи не в силах терпеть издевательства, настояла, чтобы сын пошёл учиться магии, дабы затем отомстить своему дяде. Прежде чем Миларепу приняли на учебу, мастера магии проверили, правдива ли его история и действительно ли он нуждается в освоении их науки. После обучения, когда дядя устроил праздник, Миларепа вызвал с помощью колдовских сил обвал крыши и погибло 35 человек, хотя дядя и тётя выжили. После этого жители деревни ещё более ожесточились против его семьи, и он вызвал град, чтобы уничтожить посевы.
Когда Миларепа понял, что такая месть была ошибкой, он стал искать буддийского учителя, который помог бы ему избавиться от негативной кармы. Миларепу направили к Марпе переводчику. Марпа перед приходом Миларепы увидел сон, что к нему принесли большой твёрдый алмаз для огранки. По отношению к Миларепе Марпа специально вёл себя чрезмерно строго и сурово, заставлял его делать тяжёлую работу и отказывался давать ему буддийские посвящения. Миларепа строил дома, к которым Марпа всё время придирался и заставлял их разрушать и строить заново.
Так как Марпа всё время отказывался учить Миларепу, он стал обращаться к его жене и ученикам, пытаясь повлиять на Марпу и получить учение. После нескольких жёстких отказов Марпа всё-таки взял Миларепу в ученики и дал наставления по медитации. Утверждается, что Марпа преднамеренно создавал поначалу для Миларепы тяжелые условия, чтобы помочь ему быстрее освободиться от негативной кармы. После двенадцати лет медитации Миларепа достиг состояния ваджрадхары (полного просветления). Про Миларепу говорят, что он — первый, кто достиг такого высокого уровня просветления за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях.
С сорока пяти лет он обосновался в пещере Дракар Тасо (Зуб лошади белой скалы), а также стал странствующим учителем. Миларепа освоил многочисленные практики медитации и йогические практики, которые передал своим ученикам.
Наиболее знаменитыми из его учеников были Речунг и Гампопа. Гампопа стал его основным преемником и развил его традицию.