Молодые предприниматели Бурятии: верят в себя и не упускают своего шанса
Стремление молодых людей жить и учиться в больших городах, где больше возможностей для самореализации, нам понятно. И отрадно, когда их планы осуществляются. Но не меньшую радость мы испытываем, когда наша молодежь,получив образование в престижных вузах страны, возвращается домой и успешно применяет на малой родине приобретенные в мегаполисах знания и опыт.
Молодые предприниматели из Улан-Удэ рассказали нашему корреспонденту о том, как они начинали свой бизнес и с какими трудностями им пришлось столкнуться на пути к успеху.
- Как пришла идея открыть свое дело?
Саян Бальжиров (26 лет, МГУ, гидрология), рекламное агентство «RedBox»: «По окончании университета я вернулся в Улан-Удэ, на тот момент уже был опыт работы в рекламном бизнесе в Москве. Было огромное желание открыть свое дело, сначала был проект по распространению рекламных визиток по городу, затем пришло понимание, что более востребовано производство самой рекламной продукции: полиграфия, вывески, баннеры, бизнес-сувениры. Так появилось рекламное агентство «Red Box». На данный момент мы оказываем полный комплекс рекламных услуг, от разработки дизайна, производства и монтажа рекламных конструкций.»
Для любого молодого человека важно реализовать собственные амбиции, поэтому я предпочел заняться рекламным бизнесом».
Саян Бальжиров
Евгений Бальдиров (26 лет, НИИ-ВШЭ, философия, МЭСИ, управление брендом), профессиональная косметика «Just&Jean's»: «Была внутренняя установка, не работать «на чужого дядю». Будучи в Москве, видел, как окружающие меня люди изнемогают от постылой работы, живут в ожидании пятницы и последующих выходных.
Мне не хотелось влачить такое же существование, было желание делать что-то интересное, то, что действительно «цепляет». При этом обладать свободой действия, не быть привязанным к какому-то работодателю. В собственном бизнесе ты ответственен за все действия и решения только перед самим собой».
Тамара Бальдирова (25 лет, ИГЭУ, сервис и реклама, БГУЭП, логистика и коммерция), профессиональная косметика «Just&Jean's»: «До того, как открыть свое дело, я работала в сфере обслуживания, коммерции. Но однажды поняла, что мои работодатели зарабатывают свои капиталы благодаря моим знаниям, навыкам и умениям. Я подумала, а почему бы мне не зарабатывать для себя самой?»
Елена Мардаева (28 лет, ВГНА Минфин РФ), дизайнерская одежда «Elena Mardaeva»; event-агентство «Eastproject»: «Мне всегда нравилось заниматься творчеством, что-то придумывать, работать с людьми, потому решила заняться таким бизнесом, который приносил бы, помимо финансовой прибыли, и удовольствие от того, с кем и над чем я работаю.
Елена Мардаева
Сейчас своей деятельностью я охватываю несколько регионов, в том числе Бурятию и Калмыкию. Наши республики многое связывает, но при этом у каждого народа есть и своя индивидуальность. В августе 2013 года я решила провести Elista Fashion day в Элисте, поскольку очень многие из моих знакомых-калмычек увлекаются модой. У меня был опыт организации Fashion night в Улан-Удэ, Yakutia fashion week– в Якутске. Мой проект был создан не только для зрителей, но и для молодых талантливых дизайнеров, которым негде развиваться. Сейчас индустрия моды быстро продвигается, и через призму моды можно многое узнать о культуре и традициях того или иного народа».
– При открытии бизнеса приходится преодолевать немало трудностей. С какими проблемами пришлось столкнуться?
Саян Бальжиров: «В первую очередь – с недостатком опыта, с незнанием рынка рекламных услуг в Улан-Удэ. Далее – нехватка финансовых средств. Начинающим предпринимателям очень трудно получить кредит под низкий процент. Оборудование, транспорт приобретались под большие проценты».
Евгений Бальдиров: «Поиск торговой площади для нас оказался весьма трудным. В нашем городе найти помещение по адекватной арендной стоимости – проблематично. Многим кажется, что у нас нет недостатка в торговых центрах, однако их владельцы не желают работать с мелкими предпринимателями.
Но надо было не только найти хорошее «проходное» место, где торговля будет идти бойко, но и определить, какой должен быть ассортимент продукции, его количество, на какой контингент покупателей рассчитывать и т. д. Сейчас мы планируем свои продажи, поскольку вначале были случаи, когда заказывали недостаточное количество товара, и приходилось долго ждать поставщика. Такое случалось из-за недостатка знаний рыночных законов и опыта работы.
Кстати, на наших рынках многие предприниматели все еще работают так, как было заведено в 90-х годах прошлого столетия: съездили в Китай, закупили тот товар, который предлагают местные оптовики, а потом ждут, когда его раскупят. Удивительно, но его все-таки покупают (смеется)».
- Как планируете развивать свой бизнес в дальнейшем?
Саян Бальжиров: «Будем повышать качество и сервис наших услуг, расширять уже имеющиеся направления – оперативная полиграфия, производство наружной рекламы и изготовление сувенирной продукции, так как нашим клиентам постоянно требуются новые виды рекламных носителей.
Так как по образованию я географ, очень интересна работа в сфере въездного туризма в республику: отдых на Байкале, экскурсии по городу Улан-Удэ и достопримечательностям. К примеру, в 2013 году нами были организованы туристические походы по республике, экскурсии на Байкал для туристов из Казахстана и Шри-Ланки.
Был такой интересный момент, когда туристы из Шри-Ланки впервые в жизни увидели огромное количество снега и льда на Байкале в апреле, они радовались как дети, у них же постоянно лето!! (смеется).
Расширение и дальнейшее развитие компании мы планируем совместно: нас три брата (смеется). Наша команда всегда душой болеет за общий результат работы»
Евгений Бальдиров: «Планирую заняться стратегическим маркетингом, заняться системным анализом рынка, чего, считаю, в Улан-Удэ пока нет. Нужно разбудить «спящий» спрос клиентов, над чем сейчас и работаю. Думаю, люди нуждаются в этом».
Тамар Бальдирова: «Хочу расширить бизнес, планирую открыть так называемый show room. Часть помещения будет занимать оптово-розничный рынок, другую – студия для молодых визажистов, фотографов, других творческих людей. Это будет место для проведения деловых встреч, мастер-классов и других мероприятий».
Елена Мардаева: «В будущем хочу открыть свой Дом моды, который объединит разные национальные культуры. А далее продвигать свою торговую марку. Кроме того, я занимаюсь реализацией Интернет-проекта «Азия ТВ».
- Чтобы посоветовали бы начинающим предпринимателям?
Саян Бальжиров: «Мне кажется, что, прежде всего, нужно научиться контролировать свои эмоции, в какой бы ситуации не оказался, принимать решения «холодной» головой, хорошо все обдумав. Ну и конечно, нескончаемого оптимизма, делать работу так, как для «себя», стараться максимально понять клиента и задачи его бизнеса! Успехов»
Тамара Бальдирова: «Не откладывать дела в долгий ящик».
Евгений Бальдиров: «Если появляется какая-то идея, надо максимально быстро проверить ее на деле».
Елена Мардаева: «Прежде чем открыть свое дело,составьте бизнес-план, проанализируйте рынок, будьте индивидуальны. Главное – не упустить шанс и верить в свои силы!»
В сюжете: предпринимательство