Ж.Энхсайхан: Статус страны без ядерного оружия обеспечивает нашу безопасность
В этом году наступает 25-летие со дня объявления Монголией мировому сообществу, что Монголия является страной, свободной от ядерного оружия.
В связи с данным юбилеем предлагаем вниманию наших читателей интервью с Чрезвычайным и Полномочным послом, председателем неправительственной организации “Цэнхэр сүлд” /Синий герб/ Урианхан Ж.Энхсайханом.
-Монголия в 1992 году с трибуны ООН объявила, что является страной, свободной от ядерного оружия. В чём причина такого заявления?
-Необходимость получения статуса страны без ядерного оружия для нашей страны была обусловлена реальной исторической причиной. Во время холодной войны наша страна будучи союзником Советского Союза размещала на своей территории несколько советских военных баз. На двух советских военных базах находились оружия двойного назначения или ракеты, самолеты. Другими словами, существовала возможность их использования в качестве ядерного и обычного оружия. Кроме того, отношения между Советским Союзом и Китаем испортились после вооруженного конфликта, возникшего в 1969 году в связи с приграничным спором. В то время Советский Союз считал, что до дальнейшего усиления Китая следует заранее уничтожить его ядерные объекты и оружия. Русские предупреждали об этом страны Варшавского договора и уведомляли США. В то время США предупреждали Советский Союз о том, что если против Китая будет применено ядерное оружие, то начнется Третья Мировая война. Как мы узнали позже, США целились ядерным оружием в нашу страну, так как на нашей территории располагались Советские военные базы. С другой стороны, развитие китайского ядерного оружия еще не достигло способности поражения цели на расстоянии до Москвы. Как мы поняли позже, в случае обострения ситуации, конфликт развернулся бы на нашей территории. Хотя к 1992 году период холодной войны был уже завершен, нам нельзя было беззаботно сидеть, как раньше. Поэтому сразу после завершения вывода советских войск из нашей страны Президент П.Очирбат впервые объявил Монголию зоной без ядерного оружия. -Как вы теперь оцениваете значение становления зоной без ядерного оружия? -Это значит, что у США, РФ и КНР отсутствуют основания для наведения ядерного оружия против нашей страны. На тот момент страны-члены ООН поздравляли Монголию, однако для нас важно было получить гарантию. Поэтому за прошедший срок мы активно работали над получением гарантии от 5 государств (Р5), располагающих ядерным оружием. Правда на первых порах, данные государства просто игнорировали нашу страну. Проявлялось высокомерное отношение, куда такой маленькой стране равняться с нами. Однако маленькая страна не должна отрицать саму себя, а должна ставить большие задачи, чтобы достичь своей цели. Именно поэтому мы упорно работали в течение 25 лет.
-Каких результатов удалось достичь за эти 25 лет?
-В 2012 году мы смогли добиться получения гарантии обеспечения внешней безопасности от 5 государств, располагающих ядерным оружием. За столом переговоров, с одной стороны, расположились монголы, а с другой стороны, – представители 5 государств, и признали принятый в 2000 году закон Монголии о формировании зоны, свободной от ядерного оружия и международный статус страны без ядерного оружия. Также была принята декларация об отказе от оказания на нашу страну давления, направленного на принятие любых попыток, нарушающих закон о формировании зоны без ядерного оружия. Пять государств, располагающих ядерным оружием, взаимно заверили данную свою позицию и приняли на себя обязательства.
-Не могли бы вы уточнить практическое значение признания статуса страны без ядерного оружия?
-Такие страны, как Польша, Чехия, Армения, являющиеся членами НАТО, размещают на своей территории ядерное оружие в целях защиты от ракетных ударов. К таким странам относится и Япония. В Южной Корее возникло крупное разногласие в связи с размещением системы THAAD. А нам обещали, что наша страна не будет вовлечена в такие вопросы. Это большое обещание, данное нам. С другой стороны, территория нашей страны составляет 1,5 миллиона квадратных километров. Отсутствие ядерного оружия на такой обширной территории выгодно для России и Китая. Они с подозрением относились к США и поэтому сами дали обещание. Таким образом в международных отношениях, особенно региональных отношениях, на территории Монголии не будут предприняты какие-либо действия, затрагивающие коренные интересы вышеуказанных пяти государств.
-Какова была ситуация в мире, когда данный вопрос был затронут на международном уровне?
-Когда мы выдвинули данную инициативу, был уже завершен распад Советского Союза, а Россия обращала главное внимание на улучшение своих экономических отношений с Европой. России было не до Монголии. Китай постепенно набирал силы, но пока еще была слаба. Воспользовавшись таким моментом, мы представили свой вопрос прямо в ООН. Если бы мы спросили сначала у двух наших соседов, то они заткнули бы нам рот, мол это деликатный вопрос, необходимо тщательно изучить, зачем спешить. Трудно сказать сколько времени могли бы потерять.
-Генеральная Ассамблея ООН раз в два года обсуждает наш вопрос и принимает постановление. Существует ли необходимость в столь частом обсуждении?
-Существует постановление Генеральной Ассамблеи ООН “О международной безопасности Монголии и статусе страны без ядерного оружия”. Данное постановление не только подтверждает наш статус страны без ядерного оружия, но всесторонне обеспечивает внешнюю безопасность нашей страны. В ином смысле оно призывает страны-члены ООН к укреплению внешней безопасности Монголии или независимости, суверенитета, неприкосновенности границ, территориальной целостности, экономической безопасности, экологического равновесия, самостоятельной внешней политики нашей страны. Ход данного процесса раз в два года рассматривается на Генеральной Ассамблее ООН. С другой стороны, постоянное включение вопроса о нашем статусе страны без ядерного оружия в повестку дня Генеральной Ассамблеи выгодно для нашей внешней безопасности.
-Мне хотелось бы спросить вас, как участника переговоров по этому вопросу, почему существовало мнение о том, что такой статус нашей страны затронет интересы государств Р5?
-Конечно, крупные державы не очень хотели предоставить нам такой статус. Существовало опасение о том, что если дать “поблажку” Монголии, то и другие страны могут потребовать для себя такой статус. Особенно для США существовал риск столкнуться с протестом со стороны стран-членов НАТО с требованием не размещать ядерное оружие. Страны Ближнего Востока также могут захотеть получить такой статус. Одним словом, это было невыгодно ядерным державам.
-У нас статус страны без ядерного оружия. Чем он отличается от зоны без ядерного оружия?
-Статус страны без ядерного оружия предоставлен только Монголии и в мире нет других стран с таким статусом. Несколько стран могут объединяться и создавать зону, свободную от ядерного оружия. Согласно международному порядку страны одного региона договариваются о создании зоны без ядерного оружия. После установления действительного отсутствия ядерного оружия в ходе проверки предоставляется правовая гарантия. Одной отдельной стране не предоставляется статус такой зоны.
-Значит предоставленная Монголии декларация государств Р5 и постановление Генеральной Ассамблеи не служат правовой гарантией?
-Да, они считаются неправовой, а политической гарантией. Но следует недооценивать их. В настоящее время отсутствует возможность предоставления правовой гарантии, так как существует опасение о том, что другие страны могут выдвинуть аналогичные требования. Но у нас есть двойная политическая гарантия. Государства Р5 в своей первой декларации 2000 года заявили о том, что против Монголии они не будут применять ядерное оружие и угрожать применением, а это для них стало в каком-то смысле ошибкой. Для нашей страны, имеющей дружеские отношения с двумя соседними странами и тремя постоянными членами- странами Совета безопасности ООН, данное заявление не соответствовало реальной ситуации. В одно время мы стали упорно предлагать им исправить эту ошибку, так как стали проявляться признаки возврата атмосферы холодной войны. Государств Р5 не признали свою ошибку, но встретились с нашими представителями в неформальной обстановке вне рамок ООН для обсуждения дальнейших действий. С тех пор, начался разговор о повторной выдаче гарантии. Переговоры продолжались до 2012 года, в итоге, мы подписали с государствами Р5 параллельную декларацию. Так как государства Р5 являются постоянными членами Совета безопасности ООН, их гарантия согласно постановлению Генеральной Ассамблеи о нашем статусе по содержанию не должна ограничиваться только вопросами, связанными с ядерным оружием. Поэтому мы получили более широкую гарантию об обеспечении внешней безопасности нашей страны.
-Как в дальнейшем будет разворачиваться данный вопрос?
-В дальнейшем недостаточно ограничивать эту гарантию одним только постановлением ООН. Надо связать её с безопасностью региона. Также в постановлении Генеральной Ассамблеи ООН от 1975 года указано о том, что зоной, свободной от ядерного оружия, называется не только страны, достигшие договоренности между собой. Такая зона вступает в силу только после заверения постановлением Генеральной Ассамблеи. Пользуясь данным положением, нам надо обеспечить свою политическую гарантию правовой основой.