Американский ученый нашел ответы на свои вопросы в Монголии. ВИДЕО
Тодд Суровелл изучал использование пространства древними индейцами на примере современных монголов-кочевников.
В течение многих лет Тодд Суровелл изучал древнее палеоиндийское поселение, обнаруженное в Колорадо и задавался вопросом, почему инструменты одного типа обнаруживаются в одном месте, а другого вида – в другом месте? За ответами ему пришлось ехать в Монголию.
Суровелл, профессор антропологии Университета Вайоминга и директор Института археологии и антропологии им. Джорджа К. Фрисона, является экспертом в палеоиндийской археологии. Он возглавляет этноархеологический проект Духа-цаатан, основной задачей которого является разработка пространственной теории поведения человека.
Другими словами, он пытается понять, чем обусловлен выбор людьми того или иного места для совершения тех или иных действий.
“Меня интересует, как люди используют пространство с археологической точки зрения, - говорит Суровелл. “Мы могли бы, например, идентифицировать доисторические домохозяйства и исследовать использование людьми пространства как внутри, так и снаружи. Мы также могли бы проанализировать, как были использованы пространства в разных домохозяйствах, независимо от того, похожи они или нет”.
В течение ряда лет Суровелл и его коллега Николь Уогспак, доцент антропологии Университета Вайоминга, изучали ущелье Баргера Barger Gulch, которое насчитывает 12 500 лет и находится в Среднем Парке, Колорадо (Middle Park, Colo). Там они извлекли более 75 000 каменных орудий и артефактов. Иногда в одном месте можно найти большое количество различных инструментов. В другое время аналогичные инструменты можно найти в другом.
Изучая пространственные узоры в районе Среднего парка, Суровел предположил, что люди Фолсом, охотники-собиратели и кочевники, жили в круглых жилищах, в центре которых был очаг. Артефакты преимущественно накапливаются с одной стороны дома (восток или запад), а часто - с задней или южной стороны дома.
“Археологически все, что вы видите, - это пространственные узоры из сколов каменных артефактов. Здесь нет ни дома, ни материальных архитектурных остатков”, - говорит он.
Чтобы понять археологические пространственные закономерности и то, как они переходят в прошлое человеческого поведения, Суровелл, как ученый и исследователь, хотел увидеть, как кочевые люди используют пространство в реальной жизни.
“Толковать человеческое поведение из прошлого было непросто”, - признает Суровелл. “Я хотел увидеть кочевников в реальном мире, а также то, как они используют пространство в реальном мире”.
Поэтому Суровелл отправился в аймак Хубсугул Монголии, чтобы изучить жизнь и быт цаатанов (“До-ха”), кочевых оленеводов тувинского происхождения. Подобно индейцам из прошлого, цаатаны сегодня живут в округленных домах, называемых урцами, в середине которых находятся железные печки. Их жилища внешне напоминают вигвамы.
Суровелл приезжал в северо-восточную азиатскую страну пять раз, в любое время года, в рамках этноархеологического проекта, который начался в 2012 году. Этноархеология - это изучение живых народов с целью разработки инструментов для улучшения интерпретации археологических записей. Этот проект отличается от традиционной пространственной этноархеологии тем, что Суровел переместил фокус с отображения материальных остатков на прямое отображение человеческого поведения. Для этого он использовал комбинацию наблюдательного картирования и временной съемки в сочетании с фотограмметрией или картированием с фотографических изображений.
Например, фотография, составленная из 300 снимков, показывает всех жителей лагеря во всех пространствах, которые они занимали во внешнем лагере в течение 12-часового рабочего дня. Фотографии делались примерно каждые три минуты с камеры, расположенной как можно выше и работающей на солнечной батарее. Всего было снято около 300 фотографий, а затем они были объединены в составную фотографию, которая и сопровождает данную статью.
“Это уникально для проекта. Большим новшеством в нашем проекте является эта идея картирования людей по мере их развития”, - говорит Суровелл. “Технически, это было невозможно сделать с высокой точностью до недавнего времени. Представьте, что вы находитесь в месте, где нет электричества, и хотите определить, как они (монголы) живут своей жизнью. Поэтому мы обратились к замедленной киносъемке”.
Он стремился точно отобразить людей на кемпингах и их перемещения с частыми интервалами. Эта информация может быть использована для разработки пространственных наборов данных, которые, в свою очередь, позволят Суровеллу и его исследовательской группе понять, как люди принимают решения в области использования космического пространства. Пространственные наборы данных включают информацию о человеке, его или ее поле, возрасте, деятельности, оборудовании, членстве в домохозяйстве и погоде.
Первоначальные результаты предполагают, что пространственное поведение человека в малых масштабах является высокоуровневым, предсказуемым и объяснимым.
Во время своих пяти различных поездок в Монголию Суровелл жил в семи разных лагерях. Будни монголов были наполнены тяжелой работой ради выживания. “Это физически сложно. Зимой холодно - 40 градусов мороза каждую ночь”, - вспоминает он. “Летом замерзали почти каждую ночь. Вы спите на земле. Вы не можете принять душ несколько месяцев подряд. Я приношу лиофилизированную пищу. Вы должны ехать на лошади или олене”.
Весной Суровель часто ездил на оленях - способ передвижения цаатанов, чтобы помочь заготовить дрова семье, в которой он остановился и у которой учился. Он говорит, что обратил внимание на то, что во время повседневной работы нужно быть осторожным, ведь медицинскую помощь часто можно получить лишь раз в три-четыре дня. Тем не менее, его тело было измотано и он во время каждой поездки обычно терял 8-10 фунтов.
Тем не менее, ученый наслаждался простотой жизни и отсутствием технологий. “Это замечательно, физически сложно, и они не говорят по-английски. Мне нужно было выучить монгольский язык”, - говорит Суровелл.
По его словам, пространственные образцы инструментов, используемых в Колорадо-Мидл-Парк, можно использовать в археологических местах Вайоминга, в том числе в местности Мамонт-Килл вблизи Дугласа, в районе Хэнсона в северном бассейне Большого Рога и в Алле Гэпе.
Я не знаю, есть ли очевидные практические выгоды от этой работы. Главные преимущества в основном академические”, - говорит он. “Архитекторы, проектирующие рабочие пространства, вероятно, очень заинтересованы в таких данных о том, как люди используют пространство”. Финансирование и спонсорство этого этноархеологического проекта осуществлялось Национальным научным фондом, Программой ученых имени Фулбрайта и Институтом Джорджа К. Фрисона.
Суровелл говорит, что у него есть несколько публикаций его работ и, в конечном счете, его группа, в которую входят Рэнди Хаас, сотрудник исследовательского отдела Университета Вайоминга и Мэтью О'Брайен, доцент антропологии в Калифорнийском государственном университете Чико, планируют написать книгу о своем исследовательском опыте.
“Многие из этих вещей становятся очевидными, когда вы видите это в реальном мире”, - говорит Суровелл. “Мы обнаружили, например, что распределение света является важным фактором, определяющим выполнение многих видов деятельности во внутренних помещениях. Я не хожу в темный шкаф, чтобы прочитать книгу. Мы знали, что люди собираются вокруг печи.”
“Я подозреваю, что монголы используют свои пространства очень похоже на то, как мы используем наши дома»”, - говорит он. “Я надеюсь, что это исследование даст нам представление о пространственных моделях поведения по всему миру, а не только в Колорадо”.
В сюжете: СШАМонголияархеология