В монастыре "Хамрын хийд" начинает цвести сакура
Восточно-гобийский энергетический центр, монастырь “Хамарын хийд” известен как монгольская Шамбала.
Монастырь Хамрын хийд находится рядом с городом Сайншанд в аймаке Дорноговь.
В окрестностях этого монастыря под землей залегают жилы, наполненные соками жизни, эти места считаются энергетическими. Построенный 19-летним Гобийским Хутагтой монастырь Хамрын хийд в те годы был центром медитации лам и зачастую назывался страной Шамбалы. Монастырь основан в 1820 г. известным монгольским просветителем Данзанравжаа - 5 Догшин ноён хутагтом, святым из Гоби. Являлся важным центром буддистов красной секты и резиденцией Данзанравжаа.
Монастырь состоит из 4 основных частей: Западный дацан, Восточный дацан, Цохон и Дүйнхэр. Дацаны построены в монгольском и тибетском стиле. В Западном дацане чаще всего восседал сам князь ноён хутагт, и здесь же находятся храм Лаврин, дацан Авга, детская школа-дацан, библиотека. Помимо этого находятся монастыри-склепы монахов - IV князя ноён хутагт Жамъян Ойдовжамца и VI князя ноён хутагт Лувсандондова. В храме Лаврин жили ноён хутагт Данзанравжаа и его перерождения.
Монастырь “Хамарын хийд” проводит все виды религиозных служб, такие как “Амаагийн гандай эргэх”, религиозные танцы «цацгаргах» и чтение молитв “Маань хөгжөөх”. Также ежегодно здесь идет пьеса “Саран хөхөөний намтар”, сочиненная князем.
При монастыре в 1830 г. была организована школа по обучению пению, танцам и истории, ставшая известной как первый монгольский театр.
В 19 веке в Монголии жил монах, последователь секты красных шапок- Данзанравджа. Он родился в бедной семье, мать умерла рано и им с отцом приходилось побираться, чтобы выжить. В 1809 г. отец отдал его в монастырь. С ранних лет мальчик был одаренным и по прошествии нескольких лет он был признан перерожденцем. Так начался жизненный путь великого монгольского святого и видного социального и религиозного деятеля.
Сложно переоценить его вклад в развитие культуры Монголии. По инициативе Данзанравджа с начала 1820 года в этой местности были построены монастыри Хамар, Чойлон, Бүрдэн, с 1840 года - монастыри Улаан сахиус, Цагаан толгой, Дэмчиг, "Намтар туулах дацан", буддийская школа "Хүүхдийн дацан". Произведения Данзанравджа известны до сих пор. Это более 100 песен, большинство из которых протяжные, более 300 поэм, из которых более 150 на тибетском языке, большой философский том, драматические произведения, десятки произведений на религиозные темы, и даже художественные картины. Данзанравжаа является первым драматургом, великим философом, поэтом и просветителем Монголии.
Вокруг монастыря растут монгольские сакуры. Сакура — название нескольких деревьев подсемейства Сливовые; зачастую обозначает вишню мелкопильчатую. Многие виды, называемые «сакурой», используются в культуре только как декоративные растения и либо не плодоносят вообще, либо дают мелкий и несъедобный плод. Самые известные сакуры - сомейошино, которая цветет белыми цветами и сидарезакура (плакучая сакура) , на которой распускаются розовые цветы.
На днях сакуры монастыря “Хамрын хийд” начали цвести. С 2009 по 2010 год японцы и монгольская молодежь из клуба “My Club online community” посадили деревья сакуры, привезенные из японской префектуры Хоккайдо, и также так называемые “Монгол сакура” или бүйлс-миндаль.