"Тщетная предосторожность" или “Дэггүй Лиз” впервые на монгольской сцене
В эти выходные в Улан-Баторе состоится премьера знаменитого комедийного балета Жана Доберваля.
27 и 28 мая на сцене Государственного театра оперы и балета состоится премьера балета «Тщетная предосторожность» французского балетмейстера Жана Доберваля.
“Тщетная предосторожность” (фр. La Fille mal gardée — в дословном переводе Плохо присмотренная дочь) — балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем.
Премьера состоялась 1 июля 1789 года в Бордо. Музыка специально к балету не сочинялась, Ж. Доберваль использовал французские народные мелодии.
“Тщетная предосторожность” — единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры.
Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия, самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце 18 столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене.
На улан-баторской сцене дирижером балета стал Заслуженный деятель искусств Ц.Мөнхболд, режиссером - Ц.Чинзориг, главным художником - Заслуженный деятель искусства Г.Ганбаатар.
В главных партиях заняты очень талантливые артисты. Так, роль Лизы исполняет передовой работник культуры Б.Саруул, Колена - передовой работник культуры А.Эрдэнэболд, Симона -Заслуженный артист Х.Мөнгөнхөлөг. На монгольской сцене балет носит название “Дэггүй Лиз” (“Непослушная Лиз”).
Сюжет балета таков: Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу, выдав ее замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.