Президент Элбэгдорж и Россия
АРД о том, как восемь лет президентства Цахиагийна Элбэгдоржа сказались на отношениях Монголии и России в экономической области.
26 июня 2017 года нынешний глава Монгольского государства, четвертый по счету президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж покинет свой пост. После двух президентских сроков, растянувшихся на восемь долгих лет.
Цахиагийн Элбэгдорж - один из лидеров демократической революции 1990 года и первый президент, избранный всеми монголами от Демократической партии Монголии. До него этот пост занимали политики, представляющие Монгольскую Народно-революционную партию (МНРП) - Пунсалмаагийн Очирбат (1990-1997), Нацагийн Багабанди (1997-2005) и Намбарын Энхбаяр (2005-2009).
Каковы же результаты правления первого демократического президента? Как это правление отразилось на состоянии российско-монгольских отношений? И каковы же дальнейшие перспективы личной политической карьеры Элбэгдоржа?
Надоели "гарвардские мальчики"
Сначала о внешних эффектах. 26 июня президент Элбэгдорж уже точно уступит свой пост другому политическому лидеру в силу того, что по Конституции Монголии (кстати, Элбэгдорж в начале 90-х годов сам приложил руку к появлению нового основного закона страны) один человек не может занимать пост президента более двух сроков подряд.
Однако даже если бы Элбэгдорж имел возможность пойти на третий срок, то его вероятный проигрыш можно было бы легко спрогнозировать. Сегодня с уходом демократа Элбэгдоржа в Монголии исчезает и политическая мода на так называемых "гарвардских мальчиков".
Именно этот собирательный тип госуправленца, молодого (или "вечного подростка"), англоговорящего, европейски образованного (напомним, Элбэгдорж второе образование получил в Гарварде), ориентированного исключительно на Америку с Европой, с верой в западные демократические ценности и образ жизни, и олицетворяет действующий пока президент Монголии.
Сегодня, судя по прошедшим горнило жесткого внутрипартийного отбора двум основным кандидатам в президенты - Халтмаагийну Баттулге (Демпартия) и Миегомбыну Энхболду (МНП) - у монголов востребован другой тип лидера. Лидера-традиционалиста.
Во-первых, это брутальный (степной), мужественный тип политика, могущего постоять за себя и страну. Таким хочет казаться один из кандидатов - предприниматель и бывший министр транспорта Баттулга. Он сын чемпиона Монголии по национальной борьбе, сам в прошлом чемпион мира по самбо (1983 года), известный своими непривычными для кандидата-демократа резкими высказываниями против "полукровок-китайцев" и за "возвращение народного богатства народу".
И, во-вторых, это кандидат от Монгольской народной партии Энхболд, воплощающий другой традиционный тип монгольского мужчины - зрелого главы семейства, хана, по-монгольски немногословного и уравновешенного. И если Баттулга делает упор на любовь монголов к единоборствам и национальной борьбе, то о действующем спикере парламента Монголии Энхболде известно то, что он является знатоком другой традиционной забавы монголов (конных скачек), тренером и заводчиком скаковых лошадей.
Поиски "третьего соседа"
При этом понятно, что явный политический крен в сторону "третьего соседа", который имел место при Элбэгдорже и пока не принес зримых результатов, скорее всего, будет преодолен. Ожидается возвращение к политике "мягкого балансирования" между двумя "великими соседями" Монголии - северным и южным.
Справедливости ради заметим, что действующий президент Монголии просто в силу объективной необходимости много времени уделял выстраиванию отношений с Россией и Китаем, участию Монголии в деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Но, в любом случае, из всех президентов Монголии именно Цахиагийн Элбэгдорж воплощает в себе надежду монголов на защиту и покровительство могучего "третьего соседа". При том, что ближайшая точка территории этого "соседа" может находиться в тысячах и тысячах километрах от границ самой Монголии.
Характерно в этом смысле высказывание бывшего госсекретаря США Джона Керри, который всего год назад во время визита в Улан-Батор и встречи с Элбэгдоржем сделал "комплимент" Монголии, во главе которой стоит президент-демократ.
- У вас есть Китай с одной стороны, и Россия — с другой. Так что, на вас всегда оказывается большое давление, но при этом вы являетесь оазисом демократии. Вы боретесь за вашу собственную идентичность, - сказал в июне 2016 года представитель Госдепа США.
Тем не менее, именно при президенте Элбэгдорже, несмотря на все надежды населения Монголии, поверившего 8 лет назад в звезду "гарвардского мальчика", объективные показатели экономических отношений Монголии и США упали до критических показателей. Причем такое падение произошло за последние два года.
"Американские горки" Элбэгдоржа
Это можно проиллюстрировать, например, показателями торгового оборота Монголии и США.
Надо отдать должное, самые высокие цифры товарооборота между Америкой и Монголией были достигнуты при Элбэгдорже в 2012 году. Тогда, по данным официальной статистики Монголии (источник - Статистический сборник Монголии. Улан-Батор, 2014, с. 274), оборот торговли с США в том году достиг $539,5 млн.
Статистика Государственного департамента США в целом подтверждает эту тенденцию. По американским данным, торговый оборот между этими странами в 2012 году составлял $707 млн., экспорт американских товаров в Монголию достиг $665 млн., импорт из Монголии - $42 млн.
При этом, именно при Элбэгдорже эти цифры начали резко расти.
Так, до 2010 года товарооборот США и Монголии никогда не превышал $200 млн. (2005 год - $189,6 млн.; 2006 - $162,6 млн.; 2007 - $155,6млн.; 2008 - $198,3 млн.; 2009 - $117,6 млн; 2010 - $164,9 млн.).
И только с 2011 года стала наблюдаться резкая активизация торговых отношений Монголии с главным "третьим соседом" (2011 год - 541,1 млн.; 2012 - 539,5 млн., 2013 - $516,6 млн.).
Однако за два последних года от этой обнадеживающей тенденции не осталось и следа.
В монгольских источниках это обнаружить пока трудно. Часто там просто указывается на то, что торговый оборот с США упал, но конкретные цифры сегодня не указываются.
По данным данным Госдепартамента США, в 2015 году торговый оборот с Монголией составил всего $87 млн. (экспорт - $70 млн., импорт - $17 млн.), а в 2016 году и того меньше - $67 млн. (экспорт - $56 млн., импорт - $11 млн.).
Таким образом, по сравнению с 2012 годом, когда наблюдался пик подъема показателей торговых отношений между Монголией и США, в 2016 году торговый оборот между ними уменьшился в 10,5 раза!
Команда Элбэгдоржа
Кроме того, многие монгольские политики говорят о "слабой команде президента" Элбэгдоржа, которая к концу его второго срока практически распалась. Произошло это потому, что широко разрекламированная Ц.Элбэгдоржем борьба с коррупцией одновременно сопровождалась коррумпированием его собственного ближайшего окружения.
Многие министры в правительстве Монголии одновременно являлись лидерами коррупционных структур. В ряде случаев такое положение становилось очевидным для всех, в том числе для большинства монгольских избирателей. Как, например, в случае с проектом строительства железной дороги нынешним кандидатом в президенты Х. Баттулгой. Иногда это выражалось провалами в стратегических направлениях государственной политики, как в случае с бывшим министром иностранных дел Монголии Л.Пурэвсурэном.
По утверждению ряда депутатов Великого Хурала, вместо решения государственных задач он занимался "крышеванием" мелкого бизнеса.
- Этот человек, когда работал министром в правительстве, не справлялся со своими функциями и получил прозвище “ябеды”. Еще раньше, когда он представлял Монголию в Германии, Пурэвсурэн оказался замешан в контрабанде табачных изделий и был объявлен персоной нон-грата в Германии и других странах. Иными словами, он не имеет права въезда в страны Европейского Союза. Более того, он замешан в сомнительных вопросах, связанных с "Эрдэнэтом" и строительством железной дороги, - восклицал на одном из заседаний парламента депутат Т. Аюурсайхан.
Очевидно, что простейшие проверки деятельности прежнего правительства, даже без углубленного расследования, могут показать абсолютную неэффективность кабинета Элбэгдоржа.
"Русские качели" Элбэгдоржа
А как же торговые отношения Монголии с Россией? Может быть, на этом фоне резкого падения товарообмена с главным "третьи соседом" (США) эти отношения при президенте-демократе Элбэгдорже укрепились? Ничего подобного.
Здесь можно воспользоваться данными российской статистики (источник - Российские статистические ежегодники), которые не очень сильно расходятся с несколько завышенными монгольскими данными.
Например, после первого года президентства Элбэгдоржа торговый оборот между Россией и Монголией в 2010 году составил $1016,1 млн. (по монгольским данным $1129,4 млн.).
В последующие два года намечался рост этого показателя: в 2011 году - $1588,1 млн. (монг.- $1721,0 млн.), в 2012 году - $1915,3 млн. (монг. - $1927,0 млн).
В дальнейшем, до конца президентства Элбэгдоржа, российская статистика показывает неуклонное уменьшение торгового оборота с Монголией: 2013 год - $1612,9 млн., 2014 год - $1500,4 млн., 2015 год - $1161,4 млн., 2016 год - $931,5 млн.
И что для Монголии самое неприятное, доля ее экспорта в Россию (а это показатель заинтересованности партнера в монгольских товарах) в торговом обороте между двумя странами тоже снижается. Максимальная цифра экспорта товаров в Россию во внешнеторговом обороте Монголии была достигнута в 2011 году и составляла в $89,1 млн. (5,6 %) из $1588,1 млн.
В последние пять лет снижался как абсолютный показать экспорта в Россию, так и его доля в во внешнеторговом обороте: 2012 год - $64,3 млн. (3,4 % от $1915,3 млн.), $40,9 млн. (2,5 % от $1612,9 млн.), $40,4 млн. (2,7 % от $1500,4 млн.), $44,1 млн. (3,7 % от $1161,4 млн.), $35,9 млн. (3,8 % от $931,5 млн.).
Кстати, этот показатель и есть та самая черная метка ухудшения торговых (а следовательно, и общих) отношений Монголии с Россией при президенте Элбэгдорже! Несмотря на все политические и дипломатические заявления Элбэгдоржа при встречах глав двух государств - сначала с Медведевым, затем с Путиным.
Потеряли Россию
Об этом же свидетельствует судьба крупнейшего совместного российско-монгольского предприятия - комбината "Эрдэнэт".
В 2015 году Россия передала свои акции "Эрдэнэта" госкорпорации "Ростех", которая, в свою очередь, уже в июне 2016 года неожиданно продала свои 49% акций предприятия за полмиллиарда долларов небольшой фирме "Монголын зэс" ("Монгольская медь") с уставным капиталом в 1 млн. тугриков ($400).
Сначала монгольский Банк торговли и развития создал под себя эту медную "корпорацию" и сам же выдал ей кредит для покупки у "Ростеха" пакета акций "Эрдэнэта". Деньги самого "Ростеха", как подозревают, совершили оборот через банк и, скорее всего, подставную фирму и вернулись назад к своему владельцу, Который, по-видимому, и остался негласным владельцем того же самого пакета акций.
Зато таким образом российская сторона фактически полностью освободилась от любых социальных обязательств, взвалив на монгольскую сторону всю огромную "социалку" и "коммуналку" комбината.
Ряд экспертов считает, что произошло это из-за политических амбиций находящихся у власти представителей Демократической партии Монголии, которые ранее в "патриотическом" угаре зачем-то пролоббировали передачу 1% акций "Эрдэнэта" монгольской стороне. Для того, чтобы сказать, что, мол, Монголия теперь полностью контролирует деятельность этого предприятия. И России в свою очередь пришлось уступить этому напору.
В настоящее время, к сожалению, остаются шансы на то, что и АО "Улан-Баторская железная дорога" (УБЖД), - повторимся, единственное оставшееся российско-монгольское предприятие, в котором Россия и Монголия имеют по 50 % акций, - может повторить печальную историю ГОКа "Эрдэнэт" и "Монголросцветмета". На этот раз через сомнительную фирму "Болд Тумур Еро гол".
Таким образом, и УБЖД, если станет предприятием со 100-процентным монгольским капиталом, может оказаться один на один с социальными проблемами всех населенных пунктов, расположенных вдоль этой дороги. А это 70% населения Монголии.
Как видно, именно за тот период, пока президентом Монголии был Элбэгдорж, Россия постепенно утрачивала свои позиции Монголии на фоне усиления позиций китайских компаний в инфраструктурной сфере Монголии.
Это касается и проектов в урановой отрасли Монголии, где до сих пор так и не выполнены договоренности с российской стороной о создании совместного с Россией предприятия с участием госкорпорации Росатом".
"Кинули" Путина
Напомним, что "Соглашение о принципиальных условиях создания совместной компании с ограниченной ответственностью “Дорнод уран" в Дорнодском аймаке Монголии было достигнуто еще в самом начале правления Цахиагийна Элбэгдоржа. Произошло это в 2010 году по итогам переговоров в Москве монгольского и российского премьер-министров С. Батболда и Владимира Путина.
Тогда Россия, тонко уловив начинающийся перекос во внешнеторговых отношениях Монголии в сторону Китая, была готова пойти на многое ради выстраивания выгодных для нее отношений с Монголией.
Например, по результатам этой встречи, путем заключения соглашения, были урегулированы финансовые обязательства Монголии перед Россией, облегчены условия для перевозки грузов из Монголии транзитом по территории России, а также премьер-министры Путин и Батболд договорились об условиях обучения монгольских детей в кадетских корпусах и суворовских училищах в России.
Кроме того, после встречи премьеров в декабре 2010 года Монголия и Россия подписали следующие документы:
- Коммюнике о принятии Программы развития российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2011–2015 годы;
- Совместный план действий по созданию наиболее благоприятных правовых, торгово-экономических и иных условий для дальнейшей интенсификации пограничного и регионального сотрудничества Российской Федерации и Монголии на 2011–2012 годы»;
- Меморандум о взаимопонимании между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством минеральных ресурсов и энергетики Монголии о сотрудничестве в области геологического изучения и освоения недр;
- Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством минеральных ресурсов и энергетики Монголии о сотрудничестве в сфере энергетики;
- Меморандум о взаимопонимании между Деловым советом по сотрудничеству с Монголией (Российская Федерация) и Деловым советом по сотрудничеству с Российской Федерацией (Монголия).
Тем не менее, в период нахождения Элбэгдоржа на посту президента Монголии ни одно из этих соглашений, включая создание совместных предприятий и реализации совместных проектов в ресурсной и инфраструктурной областях, так и не было выполнено.
Фото: eagle.mn