Смерть за свободу Китая
Умер Лю Сяобо — единственный китайский лауреат Нобелевской премии мира.
Китайский правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира Лю Сяобо умер в возрасте 61 года. Об этом сообщает Reuters.
В мае 2017 года у него диагностировали рак печени в терминальной стадии. В начале июля стало известно, что состояние Лю Сяобо ухудшилось. До этого по настоянию родственников к правозащитнику в больницу пригласили специалистов из США, Германии и других стран.
Евроосоюз и Великобритания просили освободить правозащитника и отпустить его на лечение в Европу. Китайские врачи утверждали, что его состояние не позволяет подобный перелет. Западные медики заявляли об обратном.
12 июля больница, в которой находится правозащитник, объявила об ухудшении его состояния, в частности, он почти перестал самостоятельно дышать. Родственники Лю Сяобо якобы отказались от искусственной вентиляции легких.
В июне текущего года в связи с болезнью Лю Сяобо освободили из тюрьмы, где он отбывал 11-летний срок за подстрекательство к подрыву государственного строя. Правозащитника арестовали в 2008 году после того, как он подписал манифест «Хартия-2008» с призывом к демократическим реформам в Китае. К тюремному заключению его приговорили в декабре 2009 года.
В 2010 году Лю Сяобо получил Нобелевскую премию мира «за долгую и ненасильственную борьбу за основополагающие права человека в Китае». После того, как правозащитника освободили из тюрьмы, Нобелевский комитет подтвердил, что приглашение для него в Осло для получения премии остается в силе.
Феномен Лю
Будущий нобелевский лауреат Лю Сяобо родился в 1955 в городе Чанчунь провинции Гирин на севере Китая. Он рос в семье интеллектуалов — отец мальчика был профессором, который еще и подвергался гонениям в ходе развернутой Мао Цзэдуном «культурной революции».
Сын пошел по стопам отца — начав свое обучение в родной провинции в 1977 году, уже в 1988-м Сяобо защитил докторскую диссертацию по литературе.
Китайский поэт Бэй Лин, хорошо знакомый с Лю лично, писал, что уже тогда он был «белой вороной» — коллеги избегали его и осуждали за радикальные мнения и резкие комментарии к официальным доктринам и учреждениям.
Первая книга Лю, опубликованная в 1987 году, стала бестселлером. Научный труд «Критика выбора: диалоги с Ли Цзэхоу» стал вызовом популярным среди китайской интеллигенции идеологическим взглядам современного китайского философа профессора Ли Цзэхоу, разработавшего концепцию «постмарксистского конфуцианства».
Убеждения Лю потрясали как литературное, так и академическое сообщество Китая, его влияние на взгляды интеллигенции КНР заслужило собственное название — «Феномен Лю Сяобо».
Получив докторскую степень, Лю Сяобо покинул Китай, начав преподавательскую деятельность в ведущих университетах мира. Особенно часто он посещал США и Норвегию, о чем китайские власти не забудут вспомнить, когда развернут против него пропагандистскую кампанию в СМИ.
Лю Сяобо вернулся в Китай из США во время протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Он отстаивал права протестующих, выступая при этом за ненасильственный протест — Лю и еще трое активистов организовали двухдневную голодовку, чтобы показать студентам альтернативные способы борьбы.
За ненасильственные акции протеста и призывы к студентам покинуть площадь во избежание жертв Сяобо заработал себе имя и стал известен как один из «четырех благородных мужей Тяньаньмэнь».
Вместе с народной славой началась и реальная конфронтация с властями — Лю был арестован и уволен из университета, в правительственных СМИ началась травля профессора, которые называли его «бешеной собакой» и теневым руководителем протеста, организованного с целью свержения народной коммунистической власти. Уже четыре вышедших на тот момент книги Лю были запрещены к публикации, продолжая свою жизнь лишь на Тайване и за рубежом.
Полтора года спустя после ареста Лю предъявили обвинения в «контрреволюционной пропаганде и подстрекательстве», однако освободили из-под стражи за его вклад в мирное урегулирование конфликта.
Китайского диссидента неоднократно призывали к эмиграции, однако Сяобо не желал покидать Китай и продолжал публицистическую деятельность, которую власти КНР воспринимали как политическую.
В 1995 году Лю снова был арестован за организацию приуроченной к шестой годовщине трагедии на Тяньаньмэнь петиционной акции, целью которой было сподвигнуть власти КНР переосмыслить события на Тяньаньмэнь и провести реформу политической системы.
Отпущенный в начале 1996 года, Лю пробыл на свободе чуть больше полугода, после чего из-за публикации, в которой выступал за мирное урегулирование тайваньского вопроса, снова был осужден за «нарушение общественного порядка».
Отбывая наказание в трудовом лагере, Лю встретил свою будущую жену Лю Ся, на которой он там же и женился. В будущем Лю Ся станет единственным связующим звеном нобелевского лауреата с внешним миром.
Китайская хартия вольностей
Венцом антиправительственной деятельности Лю стал манифест, известный как «Хартия-08». Первоначально подписанный более чем 350 китайскими интеллектуалами и правозащитниками, он был опубликован 10 декабря 2008 года, в 60-летие Всеобщей декларации прав человека.
Название манифеста и его стиль перекликаются с выпущенной чехословацкими диссидентами в 70-х годах прошлого века антисоветской «Хартией-77».
После публикации «Хартию» Лю Сяобо подписали от 8 до 10 тысяч этнических китайцев внутри и за пределами КНР.
Манифест призывал к изменениям в политической системе Китая, которая, как считает Лю, «стала столь отсталой, что перемен больше нельзя избегать». Он рьяно осуждал тот факт, что КНР является единственной крупной державой в мире, в которой сохраняется авторитарная система управления.
«Было провозглашено, что в «Новом Китае», возникшем в 1949 году, «народ является сувереном», но на деле была создана система, при которой «Партия всевластна», — гласит текст преамбулы.
Всего «Хартия» содержала в себе 19 требований, среди которых внесение поправок в конституцию КНР, создание системы выборности должностных лиц, превращение Китая в федеративную республику и построение по-настоящему социального государства.
«Хартия-08» вызвала широкий резонанс во всем мире — ее поддержали западные правительства и пресса, многие неправительственные организации и международные деятели, в числе которых и далай-лама XIV.
Однако о такой широкой поддержке своих идей Лю узнает уже из-за решетки — его арестовали еще даже до публикации «Хартии» в интернете.
В 2009 году его осудили на 11 лет за «подстрекательство к подрывной деятельности против государственной власти». Однако на этот раз за его судьбой наблюдал весь мир.
В 2010 году Лю Сяобо стал первым гражданином КНР, который был удостоен Нобелевской премии мира «за длительную ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае».
Нобелевская премия войны
Вручение Нобелевской премии мира спровоцировало громкий международный скандал. МИД КНР заявил, что такой жест противоречит самой сути премии, которая была создана в целях укрепления мира и дружбы между всеми народами и нациями. Китай немедленно заморозил дипломатические отношения с Норвегией, где состоялась церемония.
При вручении Нобелевской премии мира на церемонии отсутствовали послы 18 стран, в том числе и России, хотя официально это было объяснено загруженным графиком отечественных дипломатов.
Отсутствовал и сам г-н Лю, и члены его семьи. О вручении премии он узнал от своей жены, когда та посетила его в тюрьме. После этой встречи Лю Ся фактически попала под домашний арест — к ней не пускают журналистов, ее перемещения ограничены, а телефонные звонки и выход в интернет подвергаются жесткому контролю.
Адвокат Сяобо, юрист из американской правозащитной организации Freedom Now Бет Шванке, присутствовала на той встрече. По словам адвоката, Лю плакал, узнав о награде, которую посвятил всем жертвам трагических событий на площади Тяньаньмэнь.
В КНР новостные сообщения о Нобелевской премии подвергались жесткой цензуре, в СМИ развернули кампанию против Сяобо, вспоминая самые неприглядные его высказывания и обвиняя в предательстве нации.
Китайские блогеры, в том числе молодые, часто перепечатывают наиболее яркое высказывание Лю, придерживающегося прозападных взглядов.
В интервью для гонконгских журналистов, отвечая на вопрос, сколько времени потребуется Китаю для реформации политической системы, Лю ответил: «300 лет в качестве западной колонии».
Он аргументировал это примером Гонконга, бывшего английской колонией на протяжении века и сейчас приближенного к политическим стандартам западных стран намного больше, чем материковый Китай.
«Меня не волнует, называете ли вы меня предателем или нет. Если вы говорите, что я предатель, то так и есть», — цитируют слова Лю в китайских соцсетях, предпочитая игнорировать ту часть фразы, где Лю то же самое говорит про патриотизм.
До своих последних дней правозащитник утверждал, что не прекратит свою борьбу, потому что «нет никакой силы, которая бы остановила потребность человека в свободе».
Помнить о Мао
Хотя Сяобо и писал, что реформу политической системы Китая нельзя больше откладывать, на самом деле ситуация намного более противоречива, считает Александр Ломанов из Института востоковедения РАН.
Китай скорее развалится от отказа от однопартийной системы, чем от реформы, и события 1989 года только подтверждают это мнение.
«Этому конфликту не 10 и даже не 20 лет, — рассуждает Ломанов. — Споры о правах человека велись в Китае уже сто лет назад, еще до прихода коммунистов к власти. Однако сегодня у политической оппозиции нет конкретных предложений — только претензии».
В конечном итоге борьба Лю не привела ни к чему, кроме его срока и конфронтации китайской власти с западными странами. К власти пришел Си Цзиньпин — намного более авторитарный лидер, чем посадивший правозащитника Ху Цзиньтао.
При нынешнем руководстве свобод в Китае больше не станет, уверяет Ломанов. Си Цзиньпин учится на ошибках СССР, и он не допустит какой-либо критики в сторону властей.
При Си Цзиньпине впервые со времен Дэна Сяопина стала невозможна критика Мао Цзэдуна.
Лидер китайской нации строит политику «непротивопоставления двух» — он уверен, что критика тоталитарного Китая Мао недопустима, ведь без этого периода не были бы возможны реформы открытости.
В системе ценностей Си Цзиньпина авторитарный Китай Мао Цзэдуна и экономически либеральный Китай Дэн Сяопина — две части одного целого, дополняющие друг друга. При таком лидере какая-либо публичная критика власти невозможна и воспринимается как предательство национальных интересов.
«До середины следующего десятилетия идеи Сяобо не имеют ни единого шанса на то, чтобы воплотиться в жизнь», — сказал эксперт.