Уникальный монгольский Хүрээ Цам и Белый Старец. ФОТО
Два дня, с 5 по 6 августа длился монгольский религиозный праздник – Даншиг Наадам и Хүрээ Цам.
Мэрия Улан-Батора, совместно с буддийскими монастырями и организациями Монголии, в прошлом году возродила традицию Даншиг Наадама, который отмечался монголами еще до Народной революции 1921 года как главный Наадам и праздник единения всех монголов. Даншиг Наадам впревые был организован в 1639 году в честь провозглашения чингизида Занабазара главой буддийской религии во всей Монголии, первым Богдо хутагтом.
Монгольский древний религиозный танец «цам», который традиционно исполняют в масках, зачастую включают в танцевальную постановку, которая называется «Дойгар», символизирующую один из десяти видов мудрости в соответствии с Древней индийской философией.
Церемония танца цам впервые появилась в Монголии в 8-м веке, когда знаменитого индийского священника Ловона Бадамжуная пригласили в Монголию освятить строительство первого тибетского буддийского храма, Самъя. С этого времени танец цам исполнялся в соответствии с традиционным учением Nyambdeyan, и в 16 веке он стала популярным в монгольских храмах. В конце концов, в более чем 700 монгольских монастырях появились свои собственные вариации этой танцевальной церемонии.
Одна из них - Хүрээ Цам, что означает столичный цам. Самый известный персонаж Хүрээ Цам - это Цагаан өвгөн или Белый старец. Всеобщий смех вызывает появление Белого старца - он пытается втиснуться между танцующих, выпрашивает табак у зрителей и раздаёт сладости детям. Белый старец или Цагаан өвгөн - покровитель всех живых существ, глава духов земли и воды. Согласно народным преданиям, в прошлом он был одним из великих шаманов, прожил праведную жизнь и в дальнейшем был канонизирован в буддизме. Цагаан өвгөн был одним из популярных ламаистских божеств. В цаме он - персонаж комический, изображал простолюдина, чем был привлекателен для зрителей мистерии. Белый старец с большой седой головой, одетый в белый халат, появлялся на сценической площадке после докшита Джамсарана, маска которого изображала вооружённого воина в латах и красной одежде, с красным лицом, с тёмными жёлто-красными волосами, пламенеющими бровями и усами.
Появление Белого старца между Джамсараном и Чойджалом как бы разряжало напряжение, связанное с грозными танцами "самых ужасных". Последним появляется Эрлик, вооружённый палицей - скелетом, крюком и петлей. Зрители внимательно следят, чтобы он даже краем одежды не коснулся их - есть поверье, что это может привести к смерти. Наступает кульминационный момент - сожжение пирамиды, сделанной из теста, бумаги и реек, она символизирует врага веры. Когда пирамида сожжена, земля считается очищенной от злых сил.
Центральным персонажем цама является владыка ада, главный судья над душами умерших Эрлик (древнеуйгур.) или Яма ( древнеинд). Это грозное божество выступает в трёх качествах: властитель трёх миров, самостоятельный распорядитель и личный палач.
Фото: ikon.mn
Источник: facebook
В сюжете: Хүрээ ЦамБелый СтарецпраздникНаадамрелигиозный танецмаска