Уникальный ночной концерт в храме-музее Чойжин ламын сүм. ФОТО и ВИДЕО
Храм-музей Чойжин-ламы и ансамбль "Улан-Батор" организовали ночной live концерт "Ансамбль «Улан-Батор» в ночном храме”.
7 сентября, начиная с 9 часов вечера посетители смогли не только насладиться концертом ансамбля “Улан-Батор” и хора “Хангарьд”, но и богатыми и уникальными коллекциями музея. Несмотря на довольно высокую стоимость билетов – 50 тысяч тугриков – зал был полон.
Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сүм) — храмовый комплекс начала XX века, расположенный в столице Монголии Улан-Баторе. В настоящее время — действующий музей тибето-монгольского религиозного искусства.
В 1875 году шестилетний Богдо-гэгэн VIII прибыл в Монголию вместе со своим младшим братом Лувсанхайдавом (1871—1918). Когда Лувсанхайдаву исполнилось 12 лет, личный учитель Богдо-гэгэна Балданчоймбол решил сделать из него прорицателя и в 1884 году пригласил из Тибета чойджин-ламу Сэтээва для исполнения ритуала нисхождения в ребёнка духа-провидца (чойжин). Совместно с ним ритуал нисхождения исполнил и ургинский лама Лувсанпэлжээ. Главными духами-провидцами, на которых опирался Лувсанхайдав в своей практике, стали Найчин-чойжин, Зэмэр-чойжин и Дорже Шүгдэн. Предполагалось, что эти духи станут опорой монгольской государственности и помогут изгнать маньчжурскую власть из Халхи. Сам Лувсанхайдав был известен как поклонник “красной веры” и не придерживался общепринятой в школе гелуг практики целибата, женился.
Первый храм, построенный для государственного чойжин-ламы в 1896—1902 годах в ургинском Зүүн-хүрээ на народные пожертвования, в 1903 году погиб в пожаре. Тогда Лувсанхайдав на собственные средства и средства жены Сүрэнхорлоо, — дочери управляющего китайским торговым кварталом Өргөө Маймачен, — начал создание нового каменного храма вокруг уже построенного на этом месте в 1891-1901 годах храма Зуу. В 1906 году Лувсанхайдав отправил императору Гуансюю сопровождённое подарками письмо, в котором заверил его в том, что в новом храме будут молиться за его долголетие и за прочность имперской власти, а также испрашивал официальное название для храма; в результате храм получил имя “Храм распространения милостей” (монг. Өршөөлийг хөгжүүлэгч сүм). В 1908 году строительство храмового комплекса было завершено. Богдо-гэгэн дал ему имя “Дворец, подавляющий все виды чёрных демонов и творящий великое непоколебимое блаженство” (Хар, зүгийн шулмасын аймгийн омгийг дарагч, их амгалангийн урвалтгүй зүтгэн бүтээсэн орд харш).
Вплоть до 1936 года в храме проходили службы, а в 1938 году, во время репрессий духовенства в Монголии храм был закрыт и, вероятно, был бы снесён, однако в 1940 году по постановлению Учёного комитета Монголии храм было решено оставить в качестве памятника архитектуры. В 1941 году он был взят под защиту государства, а в 1942 году было принято решение использовать помещения храма под антирелигиозный музей (позже — “Музей истории религии”).
Фото: gogo
В сюжете: храммузейночной концерт