Получение места в детском саду в Монголии – настоящая лотерея
Бум рождаемости в Монголии привел к голосованию при распределении мест в детских садах и к переполненным классам.
Бэби-бум Монголии привел к тому, что классы монгольских школ заполнены до предела, а отчаянные родители сталкиваются с выбором: положиться на удачу, надеясь «выиграть в лотерее» или оплачивать дорогие частные детские сады в Улан-Баторе.
Места в желанных финансируемых правительством детских садах для детей в возрасте от двух до пяти лет распределяются путем голосования. Те, кто не участвует в «лотерее», не получают раннего дошкольного образования, если только родители не могут позволить себе оплатить частный детский сад.
Сүхбаатарын Болдбаатар и его жена не могут позволить себе отдать двухлетнего сына в частный детский сад. Он ищет работу, в то время как она дома заботится о новорожденном ребенке.
«Мы думали, что выиграем (место в онлайн-голосовании), и собирались купить сыну школьные принадлежности», - сказал г-н Болдбаатар, пишет Agence France-Presse.
«Но нам сообщили, что он не был выбран, и я подумал: «Разве можно полагаться на слепой случай в образовании маленьких детей?»
По данным муниципального отдела образования, детские сады, финансируемые государством, посещает 73 000 детей в возрасте от двух до пяти лет.
Эксперты считают, что в сложившейся ситуации с нехваткой мест в детских садах виноваты плохая государственная политика и плохое долгосрочное планирование.
Большинство государственных школ Монголии были построены в советское время, и лишь относительно небольшое количество новых объектов возникло после того, как в 1990 году страна стала демократической.
Ученики попадают в тесные классные комнаты, у учителей – повышенная нагрузка. Протестуя против необходимости работать в переполненных классах за низкую зарплату, учителя государственных школ с 21 по 26 сентября вышли на забастовку.
122-й детский сад района Баянзүрх посещает 660 детей, что в два раза больше его потенциала. «Мы должны были адаптироваться к работе с более чем 60-ю учениками в классе», - сказала учитель Цэргиин Баялаг. «Эта двойная рабочая нагрузка влияет не только на учителей. Повара должны приготовить в два раза больше еды. Я хочу, чтобы правительство достойно оплачивало труд учителей».
Переполненность классов также негативно влияет на здоровье учеников, ведь в таких условиях микробы и вирусы легко распространяются, в результате чего выросло количество больных детей.
Родители с достаточно высоким доходом больше не беспокоятся о голосовании, по результатам которого их ребенок может попасть в государственный детский сад. Частные образовательные учреждения предлагают лучшую среду обучения. У семей с небольшим доходом выбор невелик: им приходится оставлять ребенка дома до шести лет, поскольку посещение детского сада обязательным не является.
По данным национального статистического управления, рождаемость в Монголии выросла с 18,4 ребенка на 1000 человек населения в 2006 году до 25,4 на 1000 в прошлом году. Десять лет назад родилось около 49 000 человек, а в прошлом году - примерно 80 000. Возможное объяснение повышению уровня рождаемости – дети, рожденные во время демографического бума в 1980-х годах, достигли репродуктивного возраста.
Г-н Батхуягийн Батжаргал, исполнительный директор неправительственной организации Монгольского образовательного союза, сказал, что кризис является результатом плохой государственной политики:«Было достаточно предупреждающих знаков, но недостаточно принятых мер».
Коэффициент рождаемости взлетел в год золотой свиньи в 2007 году, поскольку монголы считают, что этот год приносит богатство, но мало что было сделано для реализации дополнительных требований к ресурсам, ведь эти дети выросли.
Правительство строит школы в юрточных районах Улан-Батора, но их строительство ограничено из-за задолженности страны. Средние школы также полностью укомплектованы, но здесь уже нет лотереи при поступлении в школу, поскольку Конституция гарантирует бесплатное образование всем детям в возрасте от шести лет.
Учительница школе № 65 Лхагвасүрэнгийн Оюунчимэг, у которой 44 ученика в классе, не может найти пустых кабинетов, чтобы там позаниматься с отстающими детьми. «Иногда мы работаем с этими детьми в коридорах, - говорит она, - но коридор не приспособлен для обучения и дети часто отвлекаются.»