СРОЧНО! Традиции и обычаи монгольского шаманизма признаны нематериальным наследием ЮНЕСКО
Монгольская традиционная практика поклонения святым местам включена ЮНЕСКО в список нематериального наследия.
Только что, буквально час назад монголы узнали прекрасную новость. 03 декабря Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия открыл свою двенадцатую сессию в Чеджу с церемонией, посвященной корейским выступлениям, таким как традиционная песня Ариранга. А сегодня, 6 декабря, прошло заседание ЮНЕСКО, на котором было решено зарегисировать монгольскую традиционную практику поклонения святым местам в качестве нематериального наследия ЮНЕСКО.
Монгольские практики поклонения святым местам развивались в культурном пространстве, в котором царит кочевой образ жизни, характеризующийся тесной гармонией с природой и окружающей средой. Согласно древнему шаманизму, эти практики основаны на вере в существование невидимых божеств неба, земли, гор и природной среды. Местные старейшины учат молодых людей тому, как участвовать и вести себя во время церемонии.
Церемонии поклонения создают чувство общности и солидарности и повышают осведомленность о взаимозависимости людей и окружающей среды. Во время коммунистического режима в Монголии поклонение святым местам было одной из нескольких запрещенных практик, что серьезно угрожало ее жизнеспособности.
Хотя правительство и общество активно возрождают традицию, остается несколько проблем. К ним относятся стремительная глобализация и урбанизация и переселение пастухов из степей и священных мест в города, значительное сокращение числа практиков и мастеров с необходимыми знаниями и деятельность ряда горнодобывающих компаний.
Местные жители все же с энтузиазмом относятся к возрождению традиции и передаче соответствующих знаний. В последние годы многие храмы в Монголии были восстановлены и созданы благоприятные условия для проведения практики поклонения в местных районах.
Самая известная традиция или традиционная практика поклонения святым местам монголов во всем мире — это ОВОО. Овоо — культовые места в культуре монголов.
В традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками и флажками. Располагаются у дорог, на горных перевалах, на вершинах, у озёр, аршанов, на берегах рек. Встречаются как одиночные овоо, так и группы.
Овоо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, то есть хозяевам данной местности. Хозяева овоо — это духи умерших шаманов, предков или божества небесного происхождения.
Наиболее распространённый обряд поклонения — обрызгивание пространства вокруг овооо молочной (архи) или обычной водкой, подношения в виде камней, ленточек из ткани, флажков, монет, конфет, сладостей, еды и т. п. В Монголии принято обходить вокруг овоо три раза по часовой стрелке.
Культ овоо возник у ранних кочевников и связан с шаманизмом. Во время распространения буддизма отмечались случаи уничтожения овоо ламами. Постепенно были включены в буддийскую обрядность, в функциональном плане сблизившись с субурганами.
Считается, что овоо создаёт погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие, не пускает людей на гору. Широко распространены придорожные овоо, у которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу».
Брызгать молоком на святых местах - это ежедневная традиция монголов, которая соблюдается уже много веков.