В священной пещере Монголии пророс рис. ФОТО
В пещере Даян Дээрхийн агуй были сфотографированы проросшие зерна, ранее использовавшиеся в качестве подношения.
Монголы привыкли использовать в качестве подношения для савдаг и лус, хозяев природы, различные сорта риса и ячмень. Причем используют их и для буддийских ритуалов, и для шаманских.
Современные монголы иногда используют обычный рис, не растущий на монгольской земле.
Однолетний рис посевной (Oryza sativa), являющийся одной из древнейших продовольственных сельскохозяйственных культур, возделывается в тропиках, субтропиках и тёплых районах умеренного пояса. Его одомашнивание произошло около 9 тыс. лет назад в Восточной Азии. В Южной Азии (Ракхигархи) рис был полностью одомашнен отдельно от этого процесса в Китае и предком этого риса был, скорее всего, дикорастущий вид Oryza nivara.
Как пишут монгольские СМИ, рис пророс в самой священной для монголов пещере Даян Дээрхийн агуй. Любитель сфотографировал это явление. Но вполне возможно, что пророс не рис, а ячмень.
На территории Хубсугульского национального парка известны шаманские пещеры с захоронениями, но самая знаменитая среди них связана с культом главного шамана Монголии Даян Дээрхийн агуй, имя которого почитается в Монголии.
В шаманском пантеоне главенствуют два главных божества – Хөх Мөнх Тэнгэр – «Вечное Синее Небо» и Этүгэн – «земля-матушка», следом за ними по своей значимости идут 9 сыновей неба, считающиеся старейшими небесными духами и предками всех прочих духов и множество тэнгриев, ответственных за различные природные явления на земле, заступники человеческих душ, племен и родов, покровители ремесел, болезней, колдовства и т.д. В шаманском пантеоне насчитывается 55 белых тэнгриев западных небес и 44 черных тэнгриев восточных небес. Даян Дээрхи Тэнгэр (или Даян Дээрхе) числится среди прочих могущественных тэнгриев, рядом с такими именами, как: Баян Хангай (досл.: «богатый обширный») – дух-хозяин Хангая, заступник природы, Бухэ Билэгтэ Тэнгэр – сын хана Хурмасты, воплотившийся на земле в образе Абая Гэсэра ради предотвращения гибели рода людского и природы. Даян Дээрхе известен как один из прочих могущественных тэнгриев – покровитель шаманов, «непобедимый», олицетворяет собой дикие и необузданные стороны шаманской практики. Место поклонения – пещера Даян дээрхийн в Прихубсугулье. Хотя онгоны для него не мастерят, шаманисты почитают его изображение на лошади в доспехах и с оружием в руках.
Пещера Даян дээрхийн, самая крупная в Прихубсугулье, расположена в 150 км на северо-запад от аймачного центра Мөрөн, проехать к ней можно через населенные пункты Чандмань-Өндөр и Цагаан-Үүр. Пещера расположена в 32 км от Цагаан-Үүра на высоте около 1400 м в долине р. Дээрхийн-Гол (левый приток р. Ур-Гол). Летом на машине подъезда к ней нет, последние 10–15 км необходимо проходить на лошадях. Места здесь болотистые, поросшие зарослями кустарника. Найти пещеру без проводника трудно, вход с тропы не виден. Пещера известна с древних времен и почитается местным населением как священное место, которому ежегодно приносились жертвоприношения.
Хан Богдо Даян Дээрх в мифах монгольских народов - одно из основных шаманских божеств, патрон шаманских инициаций; горный дух или могучий шаман, после смерти ставший каменной бабой (которая стоит около озера Хубсугул на севере Монголии), впоследствии адаптированный ламаизмом (обращённый в буддизм). До распространения ламаизма возле каменной бабы проходили шаманские посвящения; по преданию, существовала и шаманка (удган) – толковательница воли Даян Дээрх. Согласно поверьям, его дети обитают в соседней пещере (вошедший туда теряет рассудок). Даян Дээрх посвящён ряд шаманских гимнов, где он иногда называется «чёрным тенгри» (т.е. божеством именно шаманского пантеона), а также «милостивцем», «милым» (хайрхан – табуированное обозначение священных гор).