Душа монголки, навеки увековеченная в храме
“Излишне везти моё тело обратно в Китай для захоронения. Я стала монгольской женщиной, так как была женой монгола. Поэтому прошу похоронить меня в Монголии”. Амарлингуй гүнж.
Храм Принцессы расположен в центральной части Монголии, на территории Национального парка Горхи-Тэрэлж, в 120 километрах к северо-востоку от Улан-Батора. С храмом связана романтическая история о прекрасной принцессе, дочери императора Канси из маньчжурской династии Цин.
С целью укрепления своего влияния на монгольских правителей, принявших подданство Маньчжурии, император Канси (Его бабушка была монголкой, и все его жены были монголок) в 1697 году выдал замуж одну из своих дочерей за племянника первого монгольского Богдо-гэгэна Занабазара.
Настоящее имя маньчжурской принцессы Гингтун элхэ. В Монголии ее прозвали Чингүн, а также Амарлингуй гүнж. Или Спокойная принцесса. Принцесса родилась в 1697 году и стала шестой дочерью. Впоследствии эта принцесса стала женой монгольского ноёна чин ван Дондовдорж. Он унаследовал титул своего отца Галдандоржи, сначала усмирял борьбу против маньчжуров.
Принцесса с детства росла смышленым ребенком и как все дети маньчжурских императоров постигла немало наук. Когда приехала в Монголию она не знала монгольского, а ее муж Дондовдорж не знал маньчжурского. А так как принцесса была очень общительной, то она познакомилась с дворцовыми прислужницами и вскоре хорошо овладела монгольским. Принцесса Чингүн была с белой кожей, черными бровями, худощавой и с добродушным характером.
В те времена не было секретом, что принцесс отдавали не только, чтобы установить родственные отношения. Устраивая этот брак, Канси преследовал не только политические цели, но и рассчитывал, что принцесса будет отстаивать интересы Поднебесной и шпионить в пользу императорского двора.
Принцессам давали политические задания и это было не секретом, а установимшимся правилом. Не исключением была и принцесса Чингүн, но она любила своего мужа, полюбила свою новую родину, её народ, чтила и соблюдала монгольские обычаи и пользовалась уважением среди своих подданных. Принцесса была скромна и добра, занималась благотворительностью, покровительствовала многим монгольским монастырям. Родила троих детей.
Своих детей принцесса Чингүн воспитывала в духе монгольских традиций, нашла для них учителей, которые обучали бы не только монгольскому, но и маньчжурскому и китайскому языкам. Детей также учили уважать свои традиции и обычаи. Старшего сына Рэнцэндоржа она воспитывала не как внука маньчжурского императора Канси, а как Чингизида. Поэтому она специально выбрала монгольскую женщину как приемную мать и учила уважать и почитать ее. Рэнцэндорж действительно очень любил и уважал свою кормилицу. С детства любил слушать сказки, пословицы, загадки, легенды, которые она рассказывала. Именно поэтому Рэнцэндорж вырос как монгольский дворянин, знающий свою историю, своего предка Чингис хаана.
Естественно, что принцесса рассказывала о возникновении маньчжурской империи, завоевании Китая и о своем отце императоре Канси. Давала ему читать “Письмена возносящие учения Богдо”, “Политика императора Канси”. Эти книги не могли читать все кто хотел, лишь избранные. Благодаря этим книгам Рэнцэндорж понял, что Канси подогревал междуусобицу между монгольскими народами и под видом спасителя смог завоевать Монголию.
Дондовдорж ван, муж принцессы не раз отзывался плохо о манжурах, поэтому принцесса иногда делала вид, что не слышит подобных разговоров. А иногда обрывала его слова и просила быть осторожным. Лишние слова могут достичь дворца Канси. Но все это уже было достоянием императорского двора. Дондовдорж на свой страх и риск завязал отношения с царской Россией. Из-за этого его лишили звания Түшээт хан. Дондовдорж стал просто ван, Чингүн хатун получила порицание за то, что не сказал об этом своевременно и не остановила его.
Дондовдорж ван как описано это в документах сказал “Почему бы мне монгольскому вану не установить дружеские отношения с соседом. Ведь такие отношения только на пользу простым людям”. Принцесса не собиралась слепо следовать указам своего отца. Прежде всего она просила своего мужа быть острожным и не подвергать опасности государство и детей.
Со временем принцесса постарела и к этому времени было необходимо проявить следующего Ундур гэгээна – его перерождение. И Чингүн хатун решила, что ее муж должен жениться на монголке и родить ребенка чистой монгольской крови. Следуя словам принцессы Дондовдорж взял вторую жену из далеких хотгойдов. Звали ее Баяраа.
Император Канси также одобрил не только этот брак. Также мальчиках рожденного от нового брака с Баяраа он сделал главой буддизма в Монголии. Мальчику было даровано имя Лувсандамбийдоном.
Принцесса обрадованная, что ее желание сбылось стала растить хутухту, постаралась сблизить со своими детьми. Ее дети позднее участвовали в освободительном движении Амарсанаа и Чингуунжава. Например, старший сын Рэнцэндорж по заданию Канси должен был привести Амарсанаа в Пекин. Но по дороге он освободил его. А хутухта Жавзандамба во всем поддержал Чингүүнжава.
Умерла принцесса в 1740 году. Говорят, что предсмертными словами принцессы была просьба похоронить её в монгольской земле “Излишне везти моё тело обратно в Китай для захоронения.Я стала монгольской женщиной, так как была женой монгола. Поэтому прошу похоронить меня в Монголии”.
К этому времени император Канси умер, его преемник, император Юнчжэн (четвёртый сын Канси), удовлетворил предсмертную просьбу своей сестры. Принцесса была похоронена в живописной горной местности, недалеко от реки Баруун Баян, притока реки Туул. На месте её могилы был построен храм, названный храмом Принцессы. Храмовый комплекс состоял из главного храма, башни с алтарём в виде каменной черепахи со стелой на спине, Богдо-ворот и гробницы принцессы. Комплекс был обнесен каменной стеной высотой 2,5 метра, длиной и шириной по 70 метров. У входа в храм располагался домик для охранников.Могила принцессы находилась за центральным храмом, мраморная гробница была построена под землёй, на глубине около четырёх метров.В центре был установлен гроб принцессы, изготовленный из сандалового дерева и обёрнутый в несколько слоёв шёлка.
Во время религиозных репрессий 1930-х годов храм Принцессы был разрушен, могила была осквернена вандалами, хранившиеся в гробнице золотые и серебряные статуэтки, драгоценности и украшения принцессы были украдены. Исследователи, изучавшие руины храма в 1949 году, обнаружили лишь обгоревшие остатки сандалового дерева - скорей всего, гроб вместе с останками принцессы был сожжён мародёрами, а пепел развеян по ветру. Но память о принцессе жива, её могила стала местом поклонения, сюда и сегодня приходят люди, чтобы почтить память маньжурской принцессы и положить дары на алтарь её храма.
Источник: Голос Монголии