Ничего личного. Как "Титан" продвигает в Бурятии пьянство
Независимые корреспонденты провели расследование в сфере продажи алкоголя в Улан-Удэ.
В 2017 году республика Бурятия заняла третье «почётное» место в рейтинге «Самые пьющие регионы России». Рейтинг составили Федеральный проект «Трезвая Россия» и Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) на основании совместного экспертно-аналитического исследования, итогом которого стал независимый доклад «Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации - 2017». Конечно, исследование не претендует на истину в первой инстанции, но мне от чего-то в его результаты верится легко.
Алкогольное лобби давно проиграло на публичной арене: реклама запрещена, продажа ограничена по времени и возрасту, ведётся масштабная антиалкогольная пропаганда, появляются общественные движения за трезвость, культивируется позитивный образ здорового, не курящего и, самое главное, не употребляющего алкоголь человека. Так почему же процент трезвого населения так ничтожно мал по отношению к пьющему?
Ни для кого не секрет, что многих предприимчивых бизнесменов Бурятии не останавливает законодательный запрет на продажу алкогольной продукции, установленный Законом Республики Бурятия. Сарафанным радио из уст в уста передаются, как секретный пароль, адреса маленьких круглосуточных магазинов, в которых любой желающий может приобрести заветную бутылочку. Однако таких магазинов немного и бдительный неравнодушный горожанин или правоохранительные органы всё чаще накрывают таких горе-предпринимателей на чистую воду.
В наше время алкоголь можно купить даже у частных лиц из-под полы, но доступность алкоголя - не самый главный аргумент в проблеме «пьяного региона». Как вы отреагируете, если я скажу вам, что в одной из крупных торговых сетей нашей республики нас стимулируют на покупку алкоголя?
Во многих ритейлерах нашего города действуют карты лояльности. Их называют по-разному: скидочная, накопительная, бонусная, карта друга, карта постоянного клиента. Но суть одна: от суммы каждой покупки на эту карту начисляется соответствующая скидка в процентном соотношении, установленном самим магазином. Чем больше покупка, тем больше бонус (скидка). Так и в магазинах сети Группы компаний «ТИТАН» такой картой лояльности пользуются практически все постоянные и непостоянные покупатели. Даже если вы предпочитаете другую торговую сеть, наверняка найдёте в своём бумажнике или сумочке бонусную карту «ТИТАНа». Недавно один из добросовестных покупателей обратил внимание на то, что при покупке алкоголя на эту карту так же, как и при покупке любого другого товара, начисляется бонус, который является своего рода стимулированием покупателя к приобретению алкогольной продукции. Таким образом, покупая алкоголь в торговых точках «ТИТАНа», вы получаете бонусные баллы, которыми можете рассчитаться при следующей покупке.
Независимые корреспонденты провели своё независимое расследование. В разных магазинах ими были приобретены бонусные карты сети «ТИТАН», после чего была приобретена алкогольная продукция. Перед оплатой корреспонденты предъявляли свою бонусную карту. Так, в магазине «ТИТАН», расположенном по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Шумяцкого, 24 б, наш корреспондент приобрел водку «ОЗЕРНАЯ ЛЮКС» крепостью 38 градусов и стоимостью 201 рубль, предъявив перед покупкой бонусную карту. Кассир пробил высокоградусный товар, следом провёл картой по считывающему устройству, после оплаты товара выдал чек, на котором помимо цены за товар можно было увидеть бонус в размере 2% от уплаченной стоимости покупки в 201 рубль (бонус составил 4 рубля 02 копейки), зачисленные на бонусную карту.
Следовательно, заплатив 201 рубль за бутылочку «горькой», в карман покупателя таким незамысловатым способом возвращается 4 рубля 02 копейки. Возврат бонуса в размере 4 рублей 02 копеек, на которые покупатель в будущем сможет приобрести товар в магазинах «Титан», на наш взгляд, является некой «премией» за приобретённый товар. Что же тут такого, спросите Вы?
Согласно закону, а точнее Приказу Министерства финансов, розничная стоимость спиртосодержащей продукции с процентным содержанием спирта в готовой продукции от 38 до 39 градусов не должна быть ниже 201 рубля и, по нашему мнению, эта стоимость должна быть высвобождена от всех бонусов, т.е. даже после возвратного бонуса в размере 2 % стоимость водки «ОЗЕРНАЯ ЛЮКС» должна составлять 201 рубль. А в данном случае, если вычесть предоставленный в момент покупки бонус в размере 4,02 рублей от цены 201 рубль, то получается 196,98 рублей. Формально - да, покупатель платит 201 рубль, но что же тогда такое этот возвратный бонус, как его расценивать? Мы считаем это прямым нарушением законодательства, и компетентным органам в кратчайшие сроки необходимо разобраться с данной ситуацией!
Всё прекрасно, если речь идёт о товарах первой необходимости, продуктах питания, об одежде, книгах и игрушках. Но в нашем случае мы, к сожалению, говорим об алкоголе.
Для чистоты и объективности эксперимента другой корреспондент отправился в магазин «ТИТАН» по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 30, где приобрёл сигареты «ПЁТР I» стоимостью 85 рублей, предъявив перед покупкой бонусную карту. Кассир, как и в случае с покупкой алкоголя, пробил табачную продукцию, следом провёл картой по считывающему устройству и выдал чек, на котором вместе с ценой за сигареты мы видим и размер бонуса, который составил 1 рубль 70 копеек - 2%. Наш корреспондент, заплатив 85 рублей за табачное изделие, вернул себе на карту 1 рубль 70 копеек от его стоимости, что тоже является, по-нашему мнению, прикрытым стимулированием покупателя.
Однако скидки и любая другая стимуляция приобретения сигарет и табачных изделий запрещены Федеральным законом "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Так неужели в регионе, который и так в лидерах по пьянству, нужна дополнительная мотивация к покупке высокоградусных напитков и табачных изделий? Неужели предпринимателям собственная прибыль важнее здоровья сограждан? Так ли необходимо в условиях невероятной доступности делать алкоголь и табак ещё и привлекательными и экономически выгодными товарами для приобретения?
С моральной точки зрения ответ один – НЕТ! Но что говорит закон? Нам очень интересно, почему молчат надзорные и контролирующие органы?
Прошу считать эту статью официальным запросом во все надзорные и контролирующие розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями органы.