Право на охоту — спасение для малого народа Монголии
Цаатаны-оленеводы Монголии боятся утратить идентичность из-за запрета на охоту.
Эрдэнэбат Чулуу, пастух-кочевник, кричит слова ободрения оленям, на которых он едет. «Чүү!, Чүү!,» кричит он животным в кедровом лесу и на равнине, в южной части монгольской тайги - лесистой местности, расположенной в примерно 200 км от ближайшей асфальтированной дороги.
На открытом воздухе зверь и всадник осторожно перешагивают через поваленные деревья и переходят ручьи талой воды, казалось бы, не обращая внимания на холод.
Чулуу всю свою жизнь прожил, соблюдая многовековые традиции своих предков Цаатанов, славящихся своими оленеводческими и охотничьими навыками в лесах Саянских гор, опоясывающих российскую границу. Но сегодня Чулуу опасается, что потеряет свою идентичность из-за решения монгольского правительства о запрете нелицензионной охоты на большинстве традиционных земель Цаатанов.
Олени превосходят лошадей в этой суровой местности и позволили Цаатанам избежать многих потрясений, от которые пострадали живущие в низинах, от Чингисхана до коммунизма. Люди Чулуу, около 280 из них, разбросаны по 59 домашним хозяйствам, примерно в день езды от деревни Цагааннуур. «Это наша воля - поддерживать традицию пасти оленей так же, как и наши предки», - сказал Чулуу в интервью агентству Reuters в апреле.
В 2012 году правительство Монголии включило большинство традиционных пастбищных угодий Цаатанов в состав национального парка, пытаясь защитить экосистему, разоренную за предыдущие пару десятилетий. В течение этого периода система квот для охоты, веденная с советских времен, обеспечивавшая жизнь таких людей, как Цаатаны и поддерживавшая численность тех или иных животных, перестала работать. Цаатаны и другие местные жители начали агрессивно охотиться на лося и красного оленя и продавать добычу на китайский рынок, что привело к резкому сокращению популяции этих животных.
Теперь правительство ежемесячно выплачивает пастухам определенную сумму, компенсирующую запрет на охоту, но многие Цаатаны чувствуют, что потеряли половину своей идентичности.
Охотничьи традиции всегда определяли человека в тайге, сказал сосед Чулуу. «Похоже, мы потеряли что-то, потому что теперь мы не можем оказаться в любой области, которая нам нравится, на этой земле, переданной нам нашими предками», - сказал 26-летний Наран-Эрдэнэ Баяр.
Главный рейнджер Национального парка Төмөрсүх Жал вырос в этом районе и хорошо знает историю Цаатанов. Он уверен, что они должны следовать закону. «Речь идет не о Цаатанах или монголах, а о людях, незаконно охотящихся», - сказал он.
В сюжете: охотацаатаныцаатаны в Монголии