"Сиддхартха, но не Будда": в Улан-Удэ выступит Экспериментальный театр из Москвы
Директор экспериментального театра Алексей Тенчой представит спектакль для думающего зрителя с философским складом ума.
“Сиддхартха, но не Будда” пройдет 29 мая в Бурятской государственной Филармонии. Начало спектакля в 18.30.
– Расскажите немного о театре. В чем его изюминка и в чем его «экспериментальность»?
– В наше время люди стали мало внимания уделять своему внутреннему миру. Мы всегда заняты — семья, работа, компьютер, социальные сети, чаты, игры… и проблемы, проблемы, проблемы… В этом скоростном и много-информационном навороте событий и бесконечном поиске решений так легко потерять себя. Театр – один из инструментов, с помощью которого можно дать людям возможность вспомнить о непреходящих духовных ценностях, ярко и красочно показать путь к развитию личности, обозначить какие-то основные вехи. Наш театр называется Экспериментальный Театр Драматургии Национальностей, и идея была объединить в этом пространстве представителей разных национальностей России. Земля наша всегда была богата талантами, которые загораются и сегодня! Принеся с собой новые сюжеты, новый взгляд и особый стиль они заставляют нас искать особые выразительные средства, чтобы дать ответ на вечный неразрешимый вопрос человечества: «В чем смысл жизни?». Вот и наш театр открыт для таких звезд и открыт для экспериментов.
– Почему театр выбрал Улан-Удэ для выступления? Что вас связывает с Бурятией?
– Я сам бурят и хотел бы принести пользу Бурятии, бурятскому народу. Я давно сотрудничаю с Бурятским Драматическим театром им. Хоса Намсараева. В 2011 году там была поставлена моя пьеса «Мудрый слоненок». Затем эта постановка даже получила приз на театральном фестивале «Сибирский кот». Надеюсь, мои остальные пьесы, и их уже 15, найдут воплощение на сцене театров в Бурятии и в Забайкалье.
– В основу спектакля «Сиддхартха» лег роман Гессе. Почему вы решили взять именно это произведение?
– Герман Гессе написал этот роман почти сто лет тому назад, начал в 1919, закончил в 1922, так что скоро можно будет отметить его столетие. Да и концепция этого романа близка мне по духу. Думаю, что для современного человека поиск истины и верного духовного пути в наше время разрушения авторитетов очень актуальны. А герой романа «Сиддхартха» как раз приходит к тому, что просветления можно достичь, применяя знания в своей практике. Используя все методики в своем потоке ума, прилагая максимальные усилия и отринув все свои негативные эмоции.
– Романы Гессе очень многослойные, сложные и крайне философские. Сложно работать с такой фактурой? Почему?
– В романе речь не о Сиддхартхе Гаутаме Будде. Сиддхартха у Германа Гессе - это сын брахмана, постигший все премудрости своей касты, но не успокоившись, он отправляется искать свое высшее Я. Три года он живет с аскетами - учится мудрости у них. Однако мудрость аскетов - не то, чего требует душа юноши. Его путь пересекается с Гаутамой Буддой, но Сиддхартха отказывается стать его учеником. Тогда его учителями становятся куртизанка, купец, перевозчик через реку. На этом поиски высшей мудрости, конечно же не заканчиваются. Впереди еще много событий, произошедших с Сиддхартхой, ищущим гармонии с миром.
Работать с такой фактурой сложно, потому что, для того чтобы вдуматься в философию, нужно время, спокойствие ума, необходимо отложить всё, выключить телефон, компьютер, перестать отвечать на смс, на сообщения в соцсетях. А для многих - это есть ограничение свободы или ущемление прав.
– Для кого предназначен спектакль «Сиддхартха»? Каким вы представляете своего зрителя?
– Наш спектакль в первую очередь для думающего зрителя, с философским складом ума. Для зрителя, знающего цену любви, состраданию, терпению, терпимости и прощению!
– В ваших спектаклях герои часто оказываются связаны с Индией. Почему так происходит?
– Да. Действие трех спектаклей нашего театра происходит в Индии и в Тибете. В спектакле «Сиддхартха» действие происходит в древней Индии, в спектакле «Миларепа» – в Тибете, а в спектакле «Сказки про слоненка Ланченкара» - в джунглях Индостана. Только действие спектакля «Сон Смешного» может происходить в любой точке мира. Видимо десять лет моего обучения в Индии в буддийском университете сказалось на этом. Еще там находится резиденция моего Учителя Далай-ламы, духовного лидера тибетского народа.
– Как вы считаете, почему важно сохранять культуру различных национальностей? Что это дает другим людям? Почему люди разных национальностей должны знакомиться с культурой друг друга?
– Сегодня в обществе возрос интерес к национальным корням, к традиционному народному искусству, к народным ремеслам. Сохранение культурных особенностей позволяет осознать свою личность, как часть каждой национальности. Изучение своих корней, да и истории и культуры других национальностей дает возможность не раствориться в глобальном потоке информации, лучше понимать друг друга. Именно сохранение национальной культуры способствует воспитанию подрастающего поколения, в традициях национальной культуры, в традициях сохранения нравственных устоев, патриотизма, любови к родной земле, к природе. Мы же все понимаем, какие страшные последствия могут быть, если воспитывать детей, не помнящих кто они, без национальной самоидентификации. В наших руках возможность сохранить наследие предков и передать своим потомкам.
– Поднимаете ли вы вопросы религии в постановках? Как это происходит?
– Буддийское образование позволяет мне писать пьесы и ставить постановки с буддийским сюжетом. Театров, в которых планировалось именно разнообразие всех культур, в России до сих пор не было. Мы ждем представителей разных культур и религий, и у меня есть пьесы, которые могли бы поставить индуисты, мусульмане, христиане. Хотя принципы ненасилия, взаимопомощи, терпимости есть во всех религиях. Но в наших постановках сейчас еще делается акцент на причинно-следственную связь, проще говоря принцип «что посеешь, то и пожнешь». Все наши спектакли объединяет стремление героев к поиску пути для обретения счастья, пути к обузданию негативных эмоций, гнева и зависти. Поэтому они буду полезны как для буддистов, философов, так для широкой аудитории.
– Почему улан-удэнцам нужно прийти на спектакль «Сиддхартха»?
– Думаю, наши буддийские сюжеты будут близки по духу моим землякам. Сейчас не так много буддийских спектаклей играют на российских площадках, поэтому надо посещать их и знать про них. Так же Сиддхартха – это имя самого Будды Шакьямуни, поэтому бурятам, интересующимся своей традиционной религией, будет очень полезно посмотреть спектакль.
Справка
Герман Гессе (2 июля 1877, Кальв, Германия — 9 августа 1962, Монтаньола, Швейцария) — швейцарский писатель и художник немецкого происхождения, лауреат Нобелевской премии (1946). Он был глубоким знатоком буддизма. Писателя увлекала в нем мудрая созерцательность, слияние с природой, любовь ко всему живому. Поэтому, главный герой спектакля, Сиддхартха, индийский юноша, которому судьба, казалось бы, уготовила стезю брахмана, вдруг, покидает свой дом, отца, мудрого брахмана, возлагавшего на него большие надежды, и становится аскетом, ищущим просветления, через самоистязания. Разочаровавшись в таком пути, он, идет в мир, где встречает Камалу, дающую ему «уроки любви», а вернее, плотского наслаждения, которого он столько лет был лишен, и постигает всю «прелесть» жизни богача и игрока. В один прекрасный момент ему становится тошно от самого себя, и он решается на самоубийство. К счастью этого не происходит. Героя спасает река. У нее учиться Сиддхартха, и обретает, в конце концов, ту мудрость, которую так долго искал. Кроме того, он узнает, что такое настоящая любовь, встретив и потеряв своего сына. Но чтобы понять спектакль нужно пройти свой путь, как прошел его Сиддхартха.
Источник: ulan.mk.ru
В сюжете: театрБуддаСиддхартхаАлексей Тенчой