Таван Нудэн: от талисмана воинов к священному символу королевской крови. ФОТО
В средние века узор «Таван Нудэн», означающий «Пять глаз», мог быть использован только людьми королевской крови, то есть потомками Чингисхана. И никто, каким бы высокостоящим он ни был, не имел права использовать этот привилегированный символ.
Во времена династии Юань (1271-1368), основанной Хубилай-ханом, внуком Чингисхана, этот узор стал главным символом государства. Таван Нудэн полностью олицетворяет политику Монгольской империи под названием «Пять цветов» и «Четыре государства».
Считается, что этот узор впервые появился, повторяя форму цепи стальной брони монгольских воинов и, следовательно, символизировал надежную защиту от любой угрозы. Монгольские воины применяли Таван Нудэн к своим шлемам, стременам, седловым подушкам, лукам, мечам, коням, одним словом, повсюду.
В период монгольской империи этот узор воплотил вечное синее небо, которому поклонялись все монголы. И именно в династии Юань, подразделении Монгольской империи, Таван Нудэн стал отличительной чертой королевской крови монголов.
Историк Баатар Ширчин обнаружил, что в Азиатском художественном музее в Сан-Франциско сохранилась интересная шелковая вышивка с рисунком Таван Нудэн, относящаяся к династии Юань. В каталоге музея это вышивание указано как шелковый шейный платок с монетой, обнаруженной в древней буддийской ступе в одном из районов города Сучжоу, Китай. К настоящему времени найдено множество предметов с изображением Таван Нудэна, связанных с периодом династии Юань.
Следует отметить, что после падения династии Юань, во время правления династии Мин в Китае символ Таван Нудэна был обесценен и стал изображаться на поверхностях стульев и лестниц. В 17 веке Монголия потеряла свою силу и значительно ослабела из-за безостановочных гражданских войн между маленькими местными ханами.
Между тем, в северо-восточной Азии возникло сильное, централизованное маньчжурское королевство, которое, победив армию династии Мин, сформировало свою династию Цинь в Китае со столицей в Пекине. После этого маньчжуры, умело используя внутреннюю борьбу монгольских нойонов, последовательно, по частям, начали завоевывать всю Монголию. В это тревожное время, в 1639 году нойоны центральной Монголии собрали Хуралдай и провозгласили пятилетнего Занабазара, сына потомка Чингисхана, Тушээт Хана Гомбожава, в качестве главы всех монгольских буддистов с титулом Богд хана.
Произошла безуспешная попытка объединить Монголию перед иностранной интервенцией под именем Чингисхана и буддизма - религии, которая быстро распространилась среди монголов. Со времен Занабазара все Богда Живзундамбы или главы буддизма в Монголии широко использовали узора Таван Нудэна. Более того, этот узор стал неотъемлемой частью буддизма и связанного с ней прикладного искусства Монголии. Сегодня вы можете увидеть это в Улан-Баторе, посетив Дворцовый музей Богдхана, Музей-монастырь Чойжин-Лама, Монастырь Гандантегчинлин и Музей изобразительных искусств Занабазара.
В оформлении внешнего вида и интерьера дворца Богдхана Таван Нудэн был широко использован как символ королевской крови монголов, подчеркивающий, что его владелец был монгольским ханом.
Этот узор был также использован после Народной революции 1921 года, когда партизаны Монгольской народной партии при военной помощи Советского Союза изгнало гоминьдановцев и китайских жителей из Урги.
С 1921 по 1924 год в обращении находился новый валютный монгольский доллар, где, как вы догадались, был изображен узор Таван Нудэн.
Также сегодня существует монгольский бренд "Таван Нудэн" - монгольский национальный нож.