Перспективы роста экономики Монголии остаются устойчивыми
Полная информация об экономике Монголии, прогнозы, перспективы и риски.
“Navigating Uncertainty”, издание Всемирного банка «Восточная Азия и тихоокеанское экономическое обновление» за октябрь 2018 года было представлено в Улан-Баторе, Монголия.
Эксперты подчеркивают, что в последние месяцы сочетание торговых напряжений, более высоких процентных ставок в США, более сильного доллара США и волатильности финансового рынка во многих странах с формирующимся рынком увеличило неопределенность вокруг прогнозов роста экономики региона. Несмотря на менее благоприятную внешнюю среду, перспективы роста для развития Восточной Азии и Тихого океана (EAP) остаются положительными.
Ожидается, что рост по версии EAP составит 6,3 процента в 2018 году, что ниже, чем в 2017 году, из-за продолжающейся умеренности в росте Китая, поскольку его экономика продолжает пока балансировать. В странах с меньшим экономическим потенциалом EAP перспективы роста остаются стабильными, составляя в среднем до 6 процентов в год в период с 2018 по 2020 год в Камбодже, Лаосской Народно-Демократической Республике, Монголии и Мьянме.
«Надежный рост был и будет оставаться ключом к сокращению бедности и уязвимости в регионе», - сказала Виктория Квава, вице-президент Всемирного банка по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону. «Протекционизм и турбулентность на финансовых рынках могут повредить перспективам среднесрочного роста, причем самые неблагоприятные последствия скажутся на самых бедных и наиболее уязвимых. Это время, когда политики в регионе должны сохранять бдительность и активно повышать готовность и устойчивость своих стран», - уточнила она.
Что касается недавних событий в Монголии, то «Navigating Uncertainty» заявляет, что темпы роста продолжатся в 2018 году в первом полугодии, поскольку реальный ВВП увеличился на 6,3 процента с 5,2 процента в 2017 году и 1,4 процента в 2016 году.
Несмотря на некоторые ограничения пропускной способности при трансграничной перевозке грузов в Китай и потрясения, связанные с погодой (включая интенсивное наводнение минувшим летом), рост превысил ожидания в 2018 году в первом полугодии, в значительной степени он был поддержан возобновляемым угольным сектором и крупными частными инвестициями в основном в область минеральных ресурсов и торговли. Улучшение рыночных настроений после успешной реализации плана восстановления экономики правительства также способствовало этому положительному результату.
Позитивные изменения на рынке труда привели к мощному восстановлению частного потребления в первом полугодии 2018 года, которое выросло на 5,7 процента с 0,5 процента в 2017 году. Хотя инфляция оставалась ниже ставки центрального банка в 8 процентов, в июле 2018 года она ускорилась до 7,7 процента с ростом цен на мясо, овощи (свою роль сыграли и суровая зима, и летнее наводнение), топливо и последствия взимания акцизного налога с транспортных средств.
Реальный средний доход домашних хозяйств, который сократился в 2016 году, увеличился на 6 процентов в первом полугодии 2018 года. В результате ожидается, что уровень бедности в текущем году сократится.
Финансовые позиции продолжают значительно улучшаться, с избытком в 2,8 процента ВВП в первом полугодии 2018 против дефицита в 0,8 процента ВВП в первом полугодии 2017 года. Это объясняется более высокой, чем ожидалось, динамикой выручки от экспорта угля и меди, а также контролем за расходами (например, сокращение процентных платежей, рационализация заработной платы посредством замораживания найма и рационализация неэффективных капитальных затрат).
Существенное улучшение бюджетного баланса в конечном итоге привело к сокращению государственного долга в первом полугодии 2018 года. Кроме того, правительство успешно выплатило первый платеж в размере 500 млн. долларов США за облигацию Чингис в размере 1,5 млрд. долларов США в январе и 1,60 млн. долларов США на погашение облигаций Dim Sum Bond в июне.
Несмотря на положительные условия торговли, баланс текущего счета слегка ухудшился в первом полугодии 2018 года после резкого увеличения дефицита счета обслуживания. Это объясняется главным образом ростом транспортной активности после высоких показателей эффективности торговли.
Общий объем импорта увеличился на 40 процентов в июле 2018 года, с резким увеличением объемов импорта средств производства. Небольшое ухудшение текущего счета компенсировалось ростом поддержки со стороны официального сектора и значительным притоком прямых иностранных инвестиций. При погашении облигаций валовые международные резервы слегка снизились до 2,9 млрд. долларов США в июне 2018 года (4,9 месяца импорта) с 3,2 млрд. долл. США, достигнутыхо в мае, что является самым высоким показателем с мая 2013 года. Банк Монголии (МонголБанк) подчеркнул увеличение резервов, а не номинальное повышение обменного курса. Однако из-за роста инфляции реальный эффективный обменный курс скромно вырос примерно на 3 процента в июне 2018 года.
Прогноз
По прогнозам, благодаря сильному внутреннему спросу, иностранным инвестициям и относительно устойчивому экспорту товаров, экономический рост будет расти до 5,9% в 2018 году с 5,4% в 2017 году, и ускорится примерно до 6,6 процента в 2019 году. Частные инвестиции, поддерживаемые ПИИ и кредитами частного сектора, останутся ключевым фактором роста в среднесрочной перспективе, особенно в горнодобывающей, обрабатывающей и транспортной сферах. Также прогнозируется дальнейшее увеличение частного потребления в среднесрочной перспективе и улучшения на рынке труда, несмотря на усилия центрального банка снизить сильный рост кредитования.
Соответственно, МонголБанк, вероятно, постепенно ужесточать денежно-кредитную политику, чтобы сдержать инфляцию и продолжать наращивать резервы в условиях быстрого роста импорта и банковского кредита.
По прогнозам, в среднесрочной перспективе прогнозируется рост сельского хозяйства почти на 4 процента, но этот показатель будет ниже показателей 2014-16 годов из-за неблагоприятных последствий суровой зимы и наводнений прошлого лета.
По прогнозам, в 2018-2020 годах промышленность вырастет примерно на 8 процентов, поскольку в горнодобывающей промышленности ожидается существенное развитие.
Рост сектора услуг будет по-прежнему поддерживаться прочными связями между горнодобывающей промышленностью и транспортом. Неожиданное превышение доходов в 2017 году, поддержанное поступлениями от добычи полезных ископаемых, продолжится в 2018 году, что приведет к снижению бюджетного дефицита до 1,4 процента ВВП с 1,9 процента в 2017 году.
Однако, хотя дефицит на 2019-2020 годы будет ниже запланированного в первоначальной программе бюджетной корректировки правительства, согласно прогнозам, в 2019-2020 годах прогнозируется в среднем 4 процента, поскольку показатели выручки будут слегка компенсированы умеренным увеличением расходов (увеличение заработной платы для государственных служащих и увеличение инвестиций, финансируемых донорами). Снижение уровня дефицита, вероятно, приведет к дальнейшему сокращению задолженности в среднесрочной перспективе.
Соответственно, сокращающийся долг страны будет постепенно способствовать устранению основных уязвимостей платежного баланса. Однако, несмотря на устойчивый рост экспорта, инвестиции, связанные с импортом в 2019-2020 годах, будут расти и оказывать дополнительное давление на баланс текущего счета.
Относительно стабильный обменный курс будет продолжаться, поскольку материализация средств доноров и дальнейшие притоки инвестиций будут реализованы. Ожидается, что валовые международные резервы будут продолжать улучшаться. Учитывая позитивные экономические перспективы, уровень бедности, как ожидается, снизится с 2018 года.
Риски и вызовы
Существуют значительные внутренние и внешние экзогенные риски для перспектив.
Эти риски включают политическую неопределенность, усугубляемую выборами 2020 года, которые могут спровоцировать задержку в осуществлении мегапроектов в горнодобывающем секторе; волатильность товарного рынка и ослабление глобального спроса; климатические потрясения; возросло ограничение пропускной способности пограничных пунктов на на границе с Китаем; свою роль сыграют и последствия отмывания денег.
Растущая политическая неопределенность может вызвать внезапное ослабление приверженности правительства структурным реформам.
На перспективы роста Монголии могут негативно повлиять последствия эскалации торговой войны и потенциальное сокращение мирового спроса — главным образом из Китая — на уголь, медь и другие товары и связанное с этим снижение мировых цен на сырьевые товары.
Погодные потрясения и возобновление неторговых барьеров на границе с Китаем также могут существенно повлиять на экспорт угля из Монголии. Ограниченный прогресс в борьбе с отмыванием денег может потенциально повлиять на приток иностранных инвестиций и финансовый сектор.