Монгольский фильм участвует в фестивале документального кино "Артдокфест". ВИДЕО
Президент кинофестиваля Виталий Манский о фильме-путешествии "Мой папа Чингисхан" Альмиры Сафи.
Фестиваль документального кино «Артдокфест» пройдет с 19 по 23 октября в Риге и с 6 по 12 декабря в Москве.
“У советского и российского документального кино есть такая отличительная черта — самоизоляция внутри своего географического и геополитического пространства. Может быть, это даже в каком-то смысле совпадает с ментальностью русского человека, который, в отличие от испанца или португальца, не отправлялся открывать новые континенты. Мы очень сосредоточены на себе и очень в этом смысле эгоцентричны. Особенно если сравнивать с немецким, голландским, датским документальным кино, которое, наверное, в 50% случаев обращено к различным уголкам мира, — режиссеры думают о них с той же степенью заинтересованности, вовлеченности и какого-то соучастия. Фильмы, которые мы представляем в этот раз, относятся к редкому направлению российской документалистики — кинопутешествие”, – говорит Виталий Манский, президент фестиваля «Артдокфест».
“Мой папа Чингисхан”
Режиссер Альмира Сафи, Россия, 2018
Это фильм про постсоветский синдром Монгольской народной республики. Советский период не смог совсем выдернуть, оторвать от корней эту страну — но, тем не менее, внес в ее повседневную жизнь какую-то парадоксальность. Вот этот контраст между постоянно навязываемой чуждой цивилизацией и корневой системой государства очень ярко представлен в картине «Мой папа Чингисхан».
Я, кстати сказать, был в Монголии и сам был свидетелем очень странных, парадоксальных контрастов и какого-то, может быть, даже в большей степени сохранившегося советского стержня, нежели в иных республиках бывшего СССР.
Автор фильма — Альмира Сафи, женщина-режиссер из России, и я не знаю, каковы были ее мотивы, чтобы снять такое кино, но в итоге получилась панорама современной монгольской жизни. И в этой жизни всегда присутствует Чингисхан — как знак прошлого, знак традиций, знак некоего родового пятна (или родового проклятия) для этого народа. Конечно, для каждого монгола Чингисхан является собирательным образом отца. Не может человек оторваться от этого родового кода — и при этом он существует в жесткой смычке с сегодняшним днем, который диктует новые правила жизни, формирование каких-то новых традиций. Я бы, может быть, даже сказал, что вышел такой вариант фильма «Старое и новое», который когда-то не удалось снять Эйзенштейну.