“Последняя королева Монголии”. Во дворце Богд Хана открылась уникальная выставка. ФОТО
В музее Зимнего дворца Богд Хана представлены необыкновенные дээли, аксессуары и другие вещи, которыми пользовалась королева-консорт Ц. Дондогдулам (1876–1923).
Выставка демонстрирует около 70 предметов, принадлежавших королеве Ц.Дондогдулам, в том числе дээли, аблуки, туфли, жилеты, табакерка, головные уборы, аксессуары, колокольчик и многое другое.
Однако самым удивительным предметом, который привлек наибольшое внимание посетителей, стал серебряный головной убор королевы, который был сделан в начале 20-го века талантливыми мастерами дворца. Он украшен драгоценными камнями, кораллами, жемчугом и бирюзой и имеет 58 ниток жемчужных капель с темно-розовыми камнями. Королева-консорт Дондогдулам была в этом головном уборе весом 5,65 кг во время церемонии провозглашения ее Улсын эх дагина — «Матерью-дакини государства» 29 декабря 1911 года.
Не менее великолепны жилетка с узорами из жемчуга и дээл с узорами Тумэн Наст.
Выставка является частью проекта Управления культуры и искусств по восстановлению и защите мемориала «Мать-дакини государства Ц. Дондогдулам». По мнению экспертов и историков, Ц. Дондогдулам была важной религиозной и политической фигурой Монголии.
Ученый из музея Зимнего дворца Богд Хана Г.Лхагвасурэн отметил: «В запасниках нашего музея хранятся портреты, фотографии, одежда, аксессуары и предметы домашнего обихода, связанные с королевой-консортом Ц.Дондогдулам. С тех пор как она вышла замуж за Богд Хана, Ц.Дондогдулам получила высшее образование в области религии. Поэтому она была провозглашена Тарой королевой в 1902 году. Позже, в 1911 году, когда Монголия восстановила свою демократию, она была провозглашена Матерью-дакини государства. Учитывая это, можно смело утверждать, что Ц. Дондогдулам была важной религиозной и политической фигурой».
Он добавил, что «Последняя королева Монголии» отражает религиозную сторону Ц. Дондогдулам через принадлежавшие ей статуэтки божеств, четки и чашу из черепа, в то время как ее политическая ценность отражается в одежде и головных уборах.
Королева была замужем за Богд Ханом, с которым она впервые познакомилась в 1896 году во время его визита в монастырь Эрдэнэ Зуу. Его женой она стала шесть лет спустя.
Ц.Дондогдулам родила сына, а также усыновила многих детей из семей, которые не могли их воспитать.
Вместе со своим супругом Ц. Дондогдулам основала резиденцию Богд Хаана, где также жили ремесленники и кузнецы.
Дондогдулам умерла в 1923 году, за год до смерти ее мужа. День ее смерти отмечается 15-го числа последнего месяца осени. Она была кремирована у истока реки Сэлбэ возле Улан-Батора, где когда-то она и ее муж провели лето.
Цэндийн Дондогдулам родилась 15 ноября 1876 года (по другим данным — в 1874 году) во Внешней Монголии, в хошуне Хөвчийн-Жонон-вана Цанлигдоржа в Сэцэн-ханском аймаке (ныне сомон Баян-Адарга аймака Хэнтий).
Дондогдулам создала при дворце Богдо-гэгэна центр умельцев и мастеров. По её инициативе они с Богдо-ханом усыновляли и растили многих детей. Согласно обычаю, она брала детей из семей, в которых дети быстро умирали. Одним из них был Л.Мөрдорж, ставший выдающимся монгольским композитором. Мөрдорж является автором музыки современного Гимна Монголии.