Правительство России готовится к запуску беспилотных авто
Разработан проект Концепции для обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств.
Документ направлен на повышение уровня безопасности на дорожной сети и является частью комплекса мероприятий федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Проект Концепции опубликован для общественного обсуждения, 21 августа завершилась его независимая антикоррупционная экспертиза, сообщает пресс-служба Правительства Бурятии.
Документ сформирован при взаимодействии Минпромторга России и Минтранса России. Министерство транспорта Российской Федерации приняло активное участие в его разработке. По поручению ведомства ФАУ «РосдорНИИ» как общеотраслевой центр компетенций, созданный для реализации мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в том числе с применением интеллектуальных систем для высокоавтоматизированных транспортных средств, провел работу по подготовке проекта Концепции.
Данные процессы — очередные шаги к цифровизации отрасли. Они направлены на повышение безопасности использования транспортной инфраструктуры, создание на ее основе новых сервисов и услуг для потребителей.
Среди мер, которые окажут серьезное влияние на аварийность, — снижение роли человеческого фактора. Это автомобили, оборудованные различными системами помощи водителю, и высокоавтоматизированные беспилотные транспортные средства.
Для содействия развитию инфраструктуры, обеспечивающей внедрение беспилотного дорожного движения, и выработки общей политики в данной сфере как раз и сформирован проект Концепции.
Документ разработан в соответствии с целями и задачами, установленными указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024». Ключевые принципы концепции: снижение до минимума вероятности возникновения ДТП; обеспечение защиты от вероятных террористических атак, предпринимаемых с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), от кибератак и от намеренной дестабилизации дорожного движения посредством использования ВАТС.
Также в Концепции рассмотрены наиболее важные и резонансные вопросы, в частности, рекомендации по безопасному функционированию высокоавтоматизированных транспортных средств; основные требования к дорожно-транспортной инфраструктуре, необходимой для движения ВАТС; перспективные сферы использования беспилотных и подключенных транспортных средств; социально-экономическая эффективность внедрения высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств.
«Человеческий фактор, как и прежде в традиционном вождении, по-прежнему сохраняет свою ключевую роль в обеспечении БДД при уровнях автоматизации 3-4. Необходимо обеспечить не только надлежащую профессиональную квалификацию водителей транспортных средств, достигаемую обучением, но и их психофизиологическую готовность к управлению ТС и соблюдению ПДД, уважительное отношение к другим участникам дорожного движения», - говорится в документе.
Одни эксперты отзываются о документе положительно, вторые сетуют на то, что их не пригласили к участию, а третьи видят разночтения в определениях концепции при соотнесении с терминами в других документах.
Сами авторы документа признают, что массовое внедрение ВАТС скорее всего приведет к массовой потере рабочих мест людьми, чья работа связана с управлением транспортными средствами. И речь не только о водителях, но и страховщиках, специалистах по анализу ДТП.
«Полное решение этой проблемы возможно только путем переквалификации работников», - говорят авторы.