Бурятский ташуур для Калмыкии. ВИДЕО
Дамдин Дашиев, бурятский бизнесмен и человек, много лет увлеченный идеей возрождения связей монгольских народов, принял участие в инаугурации Главы Республики Калмыкия. АРД представляет небольшое интервью-размышление на тему монгольских народов России.
- Дамдин-ахай, сайн байна! Как вы познакомились с Бату Хасиковым – прославленным бойцом и теперь главой Республики Калмыкия?
- С Бату Хасиковым мы познакомились на проекте «Хамаг Монгол» в 2013 году. Бату искренне, всей душой, принял этот проект, стал его активным участником. Затем мы встретились уже в Монголии, где он, в составе делегации Совета Федерации во главе с Валентиной Матвиенко, работал с Великим Государственным Хуралом Монголии. Я познакомил его с великими монгольскими спортсменами, например, с прославленным сумоистом Асасёрю Акинори (прим.ред.: «Утренний Синий Дракон» – яп., 68-й йокодзуна в истории сумо, настоящее имя - Долгорсурэнгийн Дагвадорж), с олимпийским чемпионом по боксу Сэрдамба. У спортсменов свой язык, общение завязалось на «отлично».
- Поясним для читателей, что такое «Хамаг Монгол»? Почему эта идея захватила вас? В чем ее сила для общества и лично для вас?
- Это очень интересный проект, для которого нет границ. Это культурное взаимодействие монголов. Россия, Монголия, Китай – страны, где живут наши братья. И «Хамаг Монгол» объединяет всех. У нас общее историческое и культурное наследие. Такие вещи нельзя просто так перечеркнуть или загнать в какие-то границы. Самандын Жавхлан, один из идеологов проекта, говорит: «Если когда-то монголов объединял меч, то сегодня нас объединяет песня». Лидер проекта из Бурятии, Чингис Раднаев, так определяет значение «Хамаг Монгол»: «Проект ставит обширные цели и задачи, прежде всего, это культурное просвещение и объединение братских монголоязычных народов Тувы, Бурятии, Калмыкии, Внутренней Монголии и Монголии. Помимо восстановления культурных связей, фестиваль ратует за духовное единение наших народов, развитие родного языка, поддержку и взаимопомощь даже в плане экономического роста».
- Как вы попали на инаугурацию? Это был дружеский визит или более значимая миссия?
- В первую очередь, конечно, как друг и как делегат от братского бурятского народа. Мне выпала честь передать поздравительные письма от главы Республики Бурятия Алексея Цыденова, от Народного Хурала Бурятии. И, отдельной миссией – напутствие для главы Калмыкии от Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Это было очень ответственной задачей, надеюсь, я с ней справился.
- Как прошло мероприятие, что было особенно примечательным?
- Мероприятие, конечно, прошло на высочайшем уровне – был представлен народ Калмыкии, видные деятели, бизнес. Гости из Москвы – Администрация Президента, Совет Федерации. Губернаторы соседних регионов. Отдельно отмечу специального посланника от Республики Татарстан.
От Бурятии в подарок новому главе Калмыкии был преподнесен ташуур – символ власти.
- Итак, бурятский ташуур для Калмыкии… В чем символизм этого подарка? Любой бэлэг имеет свой смысл, не правда ли?
- Ташуур – символ власти. Наши предки верили, что его резкий звук очищает юрту от злых духов, голову – от негативных мыслей. Кроме того, это своеобразный оберег. (прим. ред.: подробнее о ташууре – ранее на АРД).
- Напрашивается прямая аналогия с Бурятией, параллель – молодые управленцы Хасиков-Цыденов. Что общего у этих лидеров? И в чем, на ваш взгляд, разница между ними?
- Думаю, и Бурятии, и Калмыкии повезло с главами. И Цыденов, и Хасиков – молодые, амбициозные, целеустремленные лидеры, которые сделали себя сами. Один пробился в единоборствах, второй – в структурах, где борьба даже жестче, чем на ринге. Оба требовательны и к себе, и к остальным.
В Калмыкии тоже много проблем. Может, даже больше, чем в Бурятии. Калмыкия изолирована от монгольского мира и сохранение культурного наследия, национальной идентичности – вопрос выживания, который стоит очень остро. Но, калмыки – прирожденные бойцы. Уверен, что народ, сплотившись вокруг лидера, сумеет справиться с вызовами времени.
- Как калмыки относятся к Бурятии и бурятам? А к Монголии?
- Калмыки проявляют очень живой интерес ко всему, что касается монголосферы. Все осознают, что калмыки и буряты – это единственные братские народы, проживающие в России.
- Общаясь с калмыками – гостями Орды, года три назад, я заметил, что «завтра» на калмыцком – это «мангдур», что ближе к эхирит-булагатскому «малгар», или монгольскому «маргаш», чем к хоринскому «углоудэр». Почему?
- Родина многих калмыцких родов – это западная Монголия и наше Прибайкалье. Это хорошо заметно по национальному костюму, по речи. Речь калмыков более протяжная, даже напевная, в отличие от речи бурят и монголов. Постоянное взаимодействие с тюркскими и кавказскими народами оказало небольшое влияние на одежду, вооружение. Но, только до определенной степени – потому что генетика и культура калмыков – это на 100% монгольская среда.
- Что происходит вокруг назначения в мэрии Элисты? В чем глубинная причина эмоциональных возмущений горожан?
- Это политика. Действительно, и в Элисте, и в республике надо многое менять – это мнение моих друзей-калмыков. Это понимают все. Возвращение молодежи, подъем экономики, социальной сферы – эти проблемы знакомы и в Бурятии.
Я уверен, что Бату Хасиков – это патриот России и Калмыкии, мне бы очень хотелось, чтобы он объединил всех калмыков вокруг идеи возрождения Калмыкии. Убежден, что это произойдет и калмыки сделают свою Родину процветающей.
- Сейчас в Бурятии большой резонанс вокруг бурятского языка. Знаю, что даже деловые переговоры вы ведете на бурятском и монгольском языках. Как нам быть с родным языком?
- Благодаря своим родителям и учителям, я в совершенстве владею родным языком. Неплохо говорю по-монгольски. Хочу сказать, что никаких проблем с пониманием разных диалектов, у хорошо владеющего языком человека, нет. Сам вырос в городе – это абсолютно реально – жить в городе и учить бурятский. Все идет из семьи, от желания самого человека.
- Как монгольским народам России сберечь свою идентичность? Какой рецепт в общую копилку идей вложите вы?
- Бурятам и калмыкам надо поддерживать культурные, спортивные, деловые связи – это обусловлено исторически. Нам надо проводить совместные состязания, общие праздники. Очень радует, что, например, в Москве это происходит. Чем дальше от Бурятии, тем ближе буряты друг к другу, к другим азиатским народам.
В московском филиале ресторана «Орда», (это не реклама, ресторан не нуждается в рекламе) постоянно проходит такое общение. Выходцы из Бурятии, из Калмыкии, других национальных регионов – это наши постоянные гости. Язык, музыка, кухня, спорт, бизнес – это все должно объединять нас.