Л.Хангай: Не надо надеяться, что строительство транзитного газопровода через Монголию начнется сегодня или завтра
Монголии весьма выгодно осуществлять перевозку сырья и промышленных товаров между нашими двумя соседями, уверен бывший Чрезвычайный и Полномочный посол Монголии в РФ.
В рамках визита премьер-министра Монголии У.Хурэлсуха в Россию в декабре 2019 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Монголии и российской госкомпанией «Газпром», знаменовавший официальный старт реализации проекта строительства газопровода «Сила Сибири-2» из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику через территорию Монголии.
Совет национальной безопасности (СНБ) Монголии на своем заседании 31 марта 2020 года принял решение создать рабочую группу, которая займется стратегией и организацией сотрудничества в проекте строительства транзитного газопровода.
27 марта президент РФ В.Путин принял главу «Газпрома» А.Миллера и дал ему добро начать прединвестиционную разработку данного проекта. Другими словами, приближается время начала строительства «Силы Сибири-2» транзитной мощностью до 50 млрд. кубометров газа в год.
По данному вопросу наш специальный корреспондент взял интервью у г-на Л.Хангая, бывшего Чрезвычайного и Полномочного Посла Монголии в РФ.
- Почему вдруг заговорили о строительстве газопровода «Сила Сибири-2». Ведь совсем недавно – в декабре прошлого года ввели в эксплуатацию газопровод «Сила Сибири-1» мощностью 38 млрд. кубометров газа в год. В чем причина такой спешки?
- В силу истории и географии Россия является с одной стороны - европейским, а с другой стороны – азиатским государством. Неспроста на гербе России изображён двуглавый орёл, обращённый на Восток и на Запад. Россия стремится быть игроком на обеих континентах. Например, в случае возникновения проблем на европейском рынке направляет экспорт своих товаров в Азию, и наоборот - в Европу. Главной экспортной продукцией страны являются нефть и природный газ, а Европа является их основным покупателем. С 2014 года Россия развернулась на Восток из-за наложения различных санкций, затронувших поставку российских товаров в европейские страны. В декабре прошлого года Россия ввела в эксплуатацию газопровод «Сила Сибири-1», который построен в течение 4-х лет. По данному газопроводу должны поставить в КНР газ на 400 млрд.долларов США в течение 30 лет.
Переговоры о реализации проекта «Сила Сибири-1», в частности, об его условиях оплаты, стоимости и маршруте поставки газа, продолжались около 10 лет.
- На сегодняшний день заметен значительный прогресс в процессе реализации проекта «Сила Сибири-2». Что Вы скажете об этом?
- Не надо надеяться, что сегодня или завтра же начнётся работа по строительству газопровода через Монголию. Но в этом направлении у нас делаются конкретные шаги. В частности, при Совете национальной безопасности создана рабочая группа во главе с вице-премьером У.Энхтувшином. В её состав вошли секретарь СНБ А.Гансух, министр иностранных дел Д.Цогтбаатар и министр финансов Монголии Ч.Хурэлбаатар.
На встрече с Президентом РФ В.Путиным Председатель правления ПАО «Газпром» А.Миллер, когда представлял планы компании на 2020 год, получил разрешение на начало разработки ТЭО и проектно-изыскательских работ для строительства газопровода «Сила Сибири-2».
- Переговоры о реализации данного проекта ведутся между российским «Газпромом» и китайским «CNPC». А кто будет представлять интересы нашей страны в данном проекте?
- «Газпром» является крупнейшей государственной компанией России, а «CNPC» считается крупнейшей госкомпанией Китая мирового уровня. Оба они просят нас назначить компанию для сотрудничества по данному проекту. С такими крупными компаниями должна работать монгольская компания соответствующего уровня. Я думаю, что ею могла бы быть компания «Эрдэнэс Монгол». Во-первых, она государственная; во-вторых, подчиняется непосредственно правительству; в-третьих, объединяет крупнейшие отечественные компании; в-четвертых, приобрела известность на международном уровне и, напоследок, привлечение иностранных инвестиций является её основной задачей.
- Чего можно ожидать нам от строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию?
- В первую очередь я хотел бы подчеркнуть, что будущее нашей страны очень зависит от уровня сотрудничества между Россией и Китаем. У нашего южного соседа самая большая экономика и население в мире, а у северного соседа огромные природные ресурсы. Нам весьма выгодно осуществлять перевозку сырья и промышленных товаров между нашими двумя соседями. Стоит отметить, что в 2016 году на полях ШОС в Ташкенте была подписана Программа создания экономического коридора трёх стран – Монголии, России и Китая, включающая 32 перспективных проектов, в том числе и проект строительства газопровода.
Можно сказать, что Монголия традиционно является страной транзита. Так, например, с XVIII века до начала XX века Чайным путем осуществлялась поставка товаров из Китая в Россию, и наоборот из России в Китай. В середине прошлого века построили трансмонгольскую железную дорогу (УБЖД), которая стала крупнейшим транзитным проектом своего времени, связавшим Россию с Китаем и приносящим большие доходы от перевозки грузов и товаров между этими странами. Мы извлекли достаточную пользу от этого и сегодня продолжаем получать выгоды. Без железной дороги трудно представить сегодняшнее развитие нашей страны. Проект строительства газопровода через Монголию является таким же крупным проектом, как и УБЖД. Реализация проекта строительства транзитного газопровода вызывает опасение у некоторых лиц, которые считают, что страна окажется в зависимости от той или другой страны-участника. Никаких оснований для этого я не вижу.
- Какие сулит выгоды с экономической точки зрения для нас осуществление проекта «Сила Сибири-2»?
- Людей в первую очередь интересуют экономические выгоды. Думаю, что это проблема бедности. Главное на мой взгляд, это процесс интеграции с соседними странами. При всем этом, конечно, нельзя забывать и об экономических выгодах. Какую выгоду принесёт проект в конечном счёте, станет ясно только после завершения разработки ТЭО проекта. Однако, существуют расчеты от предварительного ТЭО, разработанного ещё в 2000 году.
- Пожалуйста коротко о предварительном ТЭО от 2000 года?
- Это технико-экономическое обоснование было разработано компанией «Русиа петролеум», которая в то время владела лицензией на Ковыктинское газоконденсатное месторождение. Согласно этому документу, на территории Монголии в течение 4-х лет должны были построить часть газопровода длиной 1050 км и 8 компрессорных станций, были сделаны расчёты, что 3700 чел. будут работать во время пика строительства, а после завершения строительства 1354 человека получат постоянные рабочие места и т.д..
Кроме того, существует расчёт, что одно рабочее место в газовом секторе способствует созданию 4-6 рабочих мест в других отраслях. То есть, если в данном секторе будут работать 1500 чел., то появятся 6 тыс. рабочих мест в таких сферах, как розничная торговля сжиженным газом и т.д..
- Примет ли участие наша страна в процессе разработки ТЭО?
- Да. Ведь нашим партнёрам необходимы будут различные информации и подробные документации. Нужно сказать, что в международной практике существуют разные варианты сотрудничества по строительству газопроводов. Например, построить газопровод на средства поставщика и покупателя; страна-транспортёр на свои средства строит газопровод; поставщик, покупатель и транзитёр совместно привлекают инвестиции на строительство газопровода. Выбор варианта естественно зависит от руководства страны и от переговоров с партнёрами.
- Украина от транзита природного газа в Европу ежегодно получает доход в размере 3 млрд. долларов США. А какой доход мы можем получать от транзита газа?
- Есть много стран, представляющих транзитную услугу в сфере поставки природного газа - Тунис, Марокко, Словакия, Польша, Украина, Беларусь и т.д.. Например, в 2018 году доходы Украины от транзита газа составили 3 млрд.долларов США, а Беларусь в том же году заработала 1.58 млрд.долларов США от транзита нефти и газа.
Есть такой коэффициент: транзит 1 тыс. кубометров природного газа на расстояние 100 км стоит примерно 2,5 долларов США. По этим расчетам, если годовой объем транзита через нашу страну будет 38 млрд. кубометров, то доход составит примерно 1 млрд.долларов США. Но сегодня уже говорят о наращивании мощности «Силы Сибири-2» до 50 млрд. кубических метров в год.
- Может ли природный газ стать дешёвым источником энергии?
- Я ничего не могу сказать определённого, потому что я не ученый и не инженер. Но считаю, что потребность страны составляет примерно 0.5 млрд.кубометров в год. Ожидается, что она вырастет до 1 млрд. кубометров. Основными потребителями станут города Улаанбаатар и Эрдэнэт.
Сегодня весьма актуальна борьба с загрязнением воздуха. Не бывает бездымных печек, котельных и т.д. Мировой опыт показывает, что именно с помощью газа можно решить эту проблему.
- Пандемия коронавируса начала оказывать отрицательное влияние на мировую экономику. Повлияет ли пандемия коронавируса на реализацию данного проекта?
- Не думаю. Пандемия коронавируса может утихнуть в течение года. А строительство газопровода - дело нескольких лет.
- В чем причина отказа от проекта «Алтай» и перехода на вариант транзитного маршрута через нашу страну?
- Данный вариант маршрута имеет, мягко говоря, ряд недостатков. Во-первых, более протяженнее, около 6700 тыс.км; во-вторых, необходимо будет преодолевать множество гор, рек и другие природные преграды; в-третьих, проходит через сейсмически активную зону; в-четвертых, на его пути находится национальный природный парк Укок, зарегистрированный в ЮНЕСКО как наследие человечества и, наконец, пройдёт через политически нестабильный Синьцзян-Уйгурский регион.
Если же проложить через территорию Монголии, то помимо того, что станет сравнительно короче, будет мало природных барьеров, значит обойдётся дешевле и можно построить в относительно короткий срок. Также возможно использование имеющейся вдоль будущей трассы инфраструктуры – железной и автомобильной дороги и т.д..
- Казахстан также выразил заинтересованность в прокладке газопровода «Сила Сибири-2» через свою территорию. Что Вы думаете по этому поводу?
- В начале текущего года министр энергетики Республики Казахстан на встрече со своим российским коллегой выразил заинтересованность в строительстве газопровода в Китай через территорию своей страны. Но до этого министр энергетики РФ публично заявил о запуске исследовательской работы по изучению возможности проведения газопровода через Монголию. То есть, можно сказать, что мы опередили Казахстан. Однако, нам не стоит расслабляться, и мы должны ещё более ускоренными темпами продолжать работу над проектом. Необходимо помнить, что Россия и Казахстан имеют очень тесные отношения.
- Имелось ли у Казахстана также стремление обеспечить газом восточную часть своей страны?
- Казахстан имеет огромный запас природного газа. Он заинтересован пропустить через свою территорию не только российский газ, но и экспортировать в Китай свой газ. Другими словами, у него иной интерес.
- В последние годы российские инвестиции в Монголии сокращаются быстрыми темпами. В чем, по-Вашему, причина этого?
- До начала 1920-х годов основным импортером нашей страны был Китай. Затем, после победы Народной революции в 1921 г. Страна Советов заняла эту нишу. С развалом же социалистического режима страна опять перешла на импорт продукции из КНР. У нас с Россией очень похожая экспортная структура. Основная экспортная статья двух стран – это природные ресурсы. Китай же производит промышленные товары и конечные изделия.
Меня очень беспокоит, что инвестиции нашего северного соседа сегодня снизились в десятки раз по сравнению с инвестициями южного соседа. Нам необходимо разработать и реализовать политику привлечения российских инвестиций, чтобы сократить разрыв инвестиций двух соседей.
- Спасибо Вам за интересную беседу и желаю успехов.