Экономисты проанализировали инвестиционный климат Монголии в 2020 году
Пандемия COVID-19 приведет к сокращению ВВП Монголии на один процент в 2020 году, уверены эксперты.
Приграничный рынок Монголии и огромные запасы полезных ископаемых представляют собой потенциально прибыльные возможности для инвесторов, но макроэкономическая среда с высоким риском и отсутствие участия заинтересованных сторон во время нормотворчества требуют осторожности. Экономическая модель Монголии, заключающаяся в экспорте полезных ископаемых и импорте большинства других товаров, означает, что правительство устанавливает несколько барьеров для доступа к рынкам. Инвесторы также сталкиваются с небольшими инвестиционными ограничениями в Монголии, в основном пользуясь неограниченным доступом на рынок.
Такие франшизы, как спортивные залы, фаст-фуд и магазины повседневного спроса, превзошли ожидания, предполагая, что инвесторы могут привнести успешные международные бизнес-модели в сектор услуг Монголии. Кашемировый и сельскохозяйственный секторы Монголии также весьма перспективны. Однако инвестирование в политически чувствительные секторы экономики Монголии, такие как горнодобывающая промышленность, сопряжено с более высоким риском.
Связанный с COVID-19 запрет на въезд иностранцев в Монголию и запрет на пассажирские полеты будут усложнять инвестиционные решения до тех пор, пока эти меры будут действовать. Опасное загрязнение воздуха зимой может помешать усилиям по привлечению лучших специалистов, хотя в 2019 году правительство добилось значительного прогресса в решении этой проблемы.
Экономисты прогнозируют сокращение ВВП на один процент в 2020 году, поскольку последствия COVID-19 существенно повредили сектору услуг Монголии, на который приходится 39 процентов ВВП, при условии V-образного восстановления экономики во второй половине 2020 года.
Несмотря на спад, горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство оказались относительно устойчивыми перед лицом пандемии, а это означает, что экономика Монголии в целом должна пострадать меньше, чем некоторые из ее коллег. Прогнозируется, что государственный долг достигнет 77 процентов ВВП в 2020 году, и Монголия столкнется с серией выплат по суверенному долгу внешним коммерческим кредиторам, начиная с 2021 года, что может создать стресс для платежного баланса.
Хотя Монголия осуществила меры, которые существенно снизили экономическую уязвимость в рамках трехлетней программы Международного валютного фонда (МВФ), программа безуспешно завершилась в мае 2020 года после того, как правительство не смогло решить макропруденциальные проблемы МВФ в отношении банковского сектора.
Монголия обязалась выполнять Соглашение между США и Монголией о прозрачности в вопросах, связанных с международной торговлей и инвестициями (известное как Соглашение о прозрачности), которое требует периода общественного обсуждения, прежде чем новые правила станут окончательными. Это также требует того, чтобы министерства отвечали на комментарии общественности или учитывали их в окончательных правилах. Монголия на три года отстает от выполнения своего Соглашения о прозрачности обязательств по публичному уведомлению и предоставлению комментариев, что вызывает вопросы о серьезности усилий правительства по привлечению иностранных инвестиций в Монголию.
Судебная система Монголии продемонстрировала признаки защиты инвесторов, но реформы 2019 года, упростившие отстранение от должности судей, прокуроров и антикоррупционных чиновников, подняли вопросы относительно независимости судебной системы. В ноябре 2019 года парламент принял поправки к конституции, частично направленные на решение этих проблем. Инвесторы ссылаются на длительные задержки с вынесением судебных решений по деловым спорам, за которыми последовали столь же длительные задержки в исполнении этих решений. Имеются также сообщения о длительных задержках со стороны органов административной проверки, таких как налоговые органы, которые в прошлом не выполняли политически чувствительные решения. Деловые круги также отмечают существенную регулятивную нагрузку на региональном уровне, хотя правительственный «единый центр для инвесторов» помог инвесторам ориентироваться в этом процессе.
Правительство обычно предлагает одинаковые налоговые льготы иностранным и отечественным инвесторам; и иногда отменяет тарифы на импорт основных видов топлива и продуктов питания или на импорт в таких целевых секторах, как сельское хозяйство или энергетика. Изъятия могут применяться к 5-процентной импортной пошлине Монголии и 10-процентному налогу на добавленную стоимость (НДС). Правительство также может предоставлять налоговые льготы на индивидуальной основе для инвестиций в такие секторы, как переработка полезных ископаемых, сельское хозяйство и инфраструктура. В соответствии с Законом об инвестициях компании с иностранными инвестициями, должным образом зарегистрированные и уплачивающие налоги в Монголии, квалифицируются как местные монгольские организации для пакетов инвестиционных стимулов, которые, помимо других льгот, предлагают налоговую стабилизацию на срок в несколько лет. Хотя теоретически правительство может выдавать гарантии или совместно финансировать проекты прямых иностранных инвестиций, на практике оно редко делает это.
Зоны внешней торговли. Свободные порты. Содействие торговле
Правительство Монголии запустило программу зоны свободной торговли в 2004 году. Две зоны свободной торговли расположены вдоль железной дороги: это северный приграничный город Монголии и России Алтанбулаг и город Замын-Ууд на южной границе Монголии и Китая.
Обе зоны свободной торговли относительно бездействуют и требуют развития. Третья зона свободной торговли расположена в пункте ввоза Цагааннуур в далекой западной провинции Баян-Өлгий, граничащей с Россией. Официальные лица Монголии также предполагают, что в новом международном аэропорту Улан-Батора может быть зона свободной торговли.
Правительство Монголии не отслеживает, где заканчивается бенефициарное право собственности на данную инвестицию. Правительство регистрирует только то место, где компания заявляет о своем местонахождении. Посольству США в Монголии известны многочисленные случаи, когда иностранные организации, действующие в Монголии, инкорпорируются не в своих странах происхождения, а в третьих странах в целях снижения налогов.
Следовательно, хотя данные Монголии и МВФ, соответственно, предполагают, что большая часть инвестиций Монголии поступает из таких мест, как Нидерланды или Сингапур, большая часть инвестиций поступает из других юрисдикций, включая (но не ограничиваясь ими) США, Австралию, Канаду, Россию и КНР.
Источник: news.mn
В сюжете: Монголияэкономика Монголииинвестицииинвесторыкоронавирус