Л.Хангай: "Газпром" сообщил о переговорах по увеличению поставок газа из России в Китай до 130 млрд кубометров в год
На днях представители рабочей группы Правительства Монголии провели видеоконференцию с руководством ПАО “ГАЗПРОМ” по вопросам строительства газопровода из РФ в КНР через территорию Монголии.
В ходе видеоконференции стороны проинформировали друг друга о проделанной работе, определили дальнейшие направления деятельности и подписали конкретные документы. Ниже публикуется беседа с бывшим Чрезвычайным и Полномочным Послом Монголии в РФ господином Л.Хангаем по данному вопросу.
- Несколько дней назад в СМИ прошла информация о том, что представители рабочей группы Правительства Монголии во главе с вице-премьером Д.Содбаатаром провели видеоконференцию с руководством ПАО “ГАЗПРОМ”. Давайте с этого начнём нашу беседу?
- Можно сказать, что эта видеоконференция стала важным шагом в реализации проекта строительства газопровода из РФ в КНР через территорию Монголии мощностью в 50 млрд куб. метров в год. Участие в данной конференции председателя правления ПАО “ГАЗПРОМ” А.Миллера и выступление премьер-министра Монголии У.Хурэлсуха показывают, какое важное значение ей придают обе стороны.
- Какие вопросы обсуждались и какие договоренности были достигнуты в ходе конференции?
- Стороны проинформировали друг друга о проделанных работах после подписания Меморандума о взаимопонимании во время официального визита премьер-министра Монголии У.Хурэлсуха в РФ в декабре прошлого года и определили направления дальнейшей деятельности. Также был подписан Меморандум о намерениях по созданию компании специального назначения для разработки технико-экономического обоснования строительства данного участка газопровода. Наверное, нужно будет дать короткое пояснение, для чего создаётся такая компания. В международной практике в случае начала реализации крупного проекта создаются компании специального назначения(Special Purpose Vehicle, SPV) для осуществления сделки и выступают в роли заемщика, обеспечения безопасности активов, разделения рисков и т.п. В печати была информация о том, что стороны совместно создают такую компанию. Надо подумать, есть ли необходимость совместно создавать такую компанию, а если совместно создавать компанию, то в каких долях стороны будут в ней участвовать.
- В информации о видеоконференции было написано, что ПАО”ГАЗПРОМ” и компания “Эрдэнэс Монгол” заключат договор о конфиденциальности. Что это означает?
- Да, я читал. Если две компании сочтут, что между ними есть вопросы конфиденциальности, то естественно, они будут заключать такой договор. Это ведь вопрос только этих компании.
- Надо понимать, что вопросом строительства газопровода через нашу территорию будет заниматься компания “Эрдэнэс Монгол”?
- Решением Правительства Монголии данным вопросом будет заниматься компания “Эрдэнэс Монгол”. Это очень правильно. С двумя крупными компаниями мирового уровня, то есть российским поставщиком “Газпром” и китайским покупателем “СNPS”, конечно, целесообразнее вести переговоры самой крупной монгольской компании. Компания “Эрдэнэс Монгол” создана для того, чтобы разрабатывать крупные проекты, привлекать иностранные инвестиции и подчиняется непосредственно Правительству. Из зарубежного опыта можно увидеть, что министерства и агентства не занимаются крупными бизнес-проектами. Государство же создает соответствующую юридическую и правовую среду и утверждает необходимые нормы и нормативы. Если государство будет своевременно принимать необходимые решения, то работа по реализации проекта пойдет без задержки.
- Как будет финансироваться и кто будет строить газопровод, который пройдет по территории нашей страны?
- Это самый главный вопрос. В первую очередь, нужно изучить опыт других стран. Наши любят приводить пример Украины. Газопровод, который проходит по ее территории, был построен еще в то время, когда сегодняшняя Украина и РФ входили в состав одного государства – СССР и поэтому споры о принадлежности, тарифах и т.д. продолжаются до сих пор. Но в мире есть множество других примеров. Так, например, по территории Туниса пролегает газопровод из Алжира в Италию. Этот газопровод был построен на средства итальянской стороны с условием, что через 25 лет эксплуатации он перейдет в ведение Туниса. Обслуживанием газопровода занимается тунисско-итальянская совместная компания. Тунис получает транзитную плату за предоставление своей территории для газопровода. Размер платы равен 5 процентам транспортируемого газа.
Словакия на свои средства построила газопровод, который проходит по ее территории и несет все расходы, связанные с его обслуживанием. Она тоже получает плату за транспортировку газа по своему газопроводу.
По дну Балтийского моря проложен газопровод Nord Stream. Его владельцам является консорциум Nord Stream AG, учредителями которого являются российский “Газпром”(51%), немецкий Wintershall (15,5%) и E.ON Ruhrgas (15,54%), голландский Gasunie (9%), а также французский GDF Suez (9%) .
Можно также создать трехстороннюю совместную компанию и получить кредит от международных банковско-финансовых организаций. Надеюсь, что наши перед проведением переговоров с российскими и китайскими партнерами изучат разные опыты, примеры и варианты.
Российская сторона заинтересована строить газопровод, который пройдёт по территории Монголии. И это можно понять. Так как во-первых, китайская сторона желает приобрести газ на своей границе, т.е. на монголо-китайской границе. С другой стороны, есть необходимость загрузить российские компании (многотысячные трудовые коллективы и тысячи дорогостоящей спецтехники, механизмов и оборудования), которые в декабре прошлого года завершили работу по строительству газопровода “Сила Сибири-1” и заводы по производству труб. Но надо отметить, что и китайские компании тоже хотят принять участие в строительстве трубопровода через нашу территорию. Конечно, у них имеются все потенциальные возможности для этого.
Найдется работа и для монгольских компаний. Рабочая сила, кроме специалистов, естественно, будет привлекаться из местного населения. О том, какая будет нам выгода от строительства и эксплуатации газопровода, я писал и говорил много раз, поэтому тут не уместно повторяться.
- Сколько долларов США надо для инвестиций в данный проект? Что Вы можете сказать по этому вопросу?
- Член парламента Д.Цогтбаатар, будучи Министром иностранных дел неоднократно говорил и писал, что для строительства газопровода длиной 1100 км, который пройдет по территории Монголии необходима инвестиция в размере 4- 6 млрд долларов США. Из материалов СМИ можно увидеть, что российская сторона хочет протянуть газопровод сперва с Ковыктинского месторождения, которое находится недалеко от Монголии, а затем от Ямальского месторождения, находящегося рядом с Северным Ледовитым океанаом. Из СМИ можно также узнать, что для бурения скважин на месторождениях, очистки газа, строительства компрессорных станций и рабочих поселков, прокладки трубопроводов протяженностью несколько тысяч километров через тайгу и болота будет потрачено от 50 до 100 млрд долларов США. Надо будет также проложить трубопровод и на территории Китая. Исходя из всего этого можно сказать, что этот газопровод действительно крупный мегапроект, охватывающий территории трех стран. К слову, хочется отметить, что трансмонгольская Улан-Баторская железная дорога, введенная в эксплуатацию в 1956 году, тоже была мегапроектом.
Дополнительно хочу упомянуть о предложении администрации Иркутской области. При строительстве газопровода будет проводиться большой объём земляных работ, тогда почему бы одновременно не проложить железную и скоростную автомобильную дороги, линию электропередачи, стекловолоконный кабель. Имеющаяся сегодня железная и автомобильная дороги делают большой крюк и проходят через Улан-Удэ. Если же эти дороги и линии проложить напрямую от Иркутска, то можно сэкономить время и средства. Уменьшится также и нагрузка Транссибирской железной дороги на самом напряженном участке, которая возникают из-за гор и перевалов. Наверное, стоит серьезно подумать над этим предложением.
- В наших СМИ некоторые пишут, что в случае прокладки газопровода территория Монголии, как и от железной дороги, опять будет разделена колючей проволкой, для обеспечения безопасности газопровода разместятся вооруженные охранники из России и т.д. Что Вы скажете об этом?
- Такое пишут люди, которые не знают сути вопроса или представители кругов, которые не хотят, чтобы был построен газопровод, я не знаю. Газопровод, который проходит между странами, является магистральным, поэтому, в отличии от обычного, проходит под землей. Над земельным участком, где проходит газопровод, можно пасти скот, заниматься земледелием и даже строить дороги. Что касается обеспечения безопасности, то сегодня её осуществляют с помощью видеокамер и дронов.
- В последнее время пишут, что китайцы у себя открыли крупные месторождения газа, поэтому они не будут брать газ из России, а значит и газопровод через Монголию не будет строиться. Ваше мнение по этому вопросу?
- Тут уместнее будет сослаться на заявления официальных лиц и материалы публикаций. В июне этого года А.Миллер после собрания акционеров ПАО “ГАЗПРОМ” сказал журналистам, что потребности Китая в газе в 2019 году составили 300 млрд куб. метров, а через 15 лет эта цифра увеличится в два раза, поэтому ведутся с их стороной переговоры об увеличении поставки газа по газопроводу до 130 млрд куб. метров в год. В интернете можно также прочитать, что и в китайских СМИ опубликована аналогичная информация. Но на деле, конечно, все не так просто. Страны Средней Азии, Персидского залива, США, Мьянмар и другие заинтересованы поставлять газ в Китай. Последнее слово естественно остается за покупателем, т.е. за китайской стороной. Главный вопрос – это надежность поставки и цена. Считают, что поставки газа из России по трубопроводу будут сравнительно дешевле, тем более если трубопровод пройдёт по территории Монголии.
- Последний вопрос. Какое участие принимаете Вы в разработке данного проекта?
- Еще до начала активного разговора о строительстве газопровода я давал советы соответствующим лицам и принимал участие в переговорах и разработках документов по вопросам создания Экономического коридора Россия – Монголия – Китай, а затем и по проекту газопровода. В настоящее время иногда высказываю свое мнение по данному проекту и, как бывший посол и человек, который принимает участие в различных международных симпозиумах, готов организовывать встречи с нужными людьми и другие мероприятия.