Табун уходит в Байкал
На Байкале завершился уникальный арт-проект: почти два месяца в маленькой деревне Бугульдейка, расположенной в стороне от торных туристических дорог, странные люди создавали пространство — прежде всего, смысловое — для «интеллектуального» туризма.
<p>22 марта на Байкале завершился уникальный арт-проект петербургской лаборатории исследования игровых структур «Театрика» и ее единомышленников «БугульДейство. Табун Ветров». Почти два месяца в маленькой деревне Бугульдейка (менее одной тысячи жителей), расположенной в стороне от торных туристических дорог, но в Ольхонском районе Иркутской области, странные люди создавали пространство — прежде всего, смысловое — для «интеллектуального» туризма. «Театрика» — из Санкт-Петербурга. Несколько лет назад актеры попали на Байкал, и он покорил их. Петр Немой, художественный руководитель «Театрики», посчитал, что это единственное место в России, которое по своей энергетике близко к Тибету. С тех пор «Театрика» на Байкале осуществила уже три проекта — «зимние» и «летние» лабиринты изо льда и песка, наделенные сложным сакральным смыслом, пишет «">http://expert.ru/]«Эксперт». [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/5b1/5b1178febfedf63b655ff4f4457942da.jpg[/img]
«Табун Ветров» — 384 ледяных коня — это самый масштабный арт-проект на Байкале. На такое еще никто не замахивался. Фото: Алексей Головщиков
«БугульДейство» — уже четвертый проект. Но в этот раз творческое объединение решило изменить тему и вместо лабиринтов создало семь ледяных табунов — по одному на каждый из байкальских ветров. И в общей сложности из 384 лошадей — по числу суток в лунном календаре. Концепция отпускания табуна проста и изящна — ледяные кони, растаяв под весенним солнцем, уйдут водой в Байкал, станут его частью, частью мировых вод и одновременно — подношением «священному морю». Почему кони — версий несколько. По версии Петра Немого, в прошлом году в центре ледового лабиринта в Ангасолке скульптор Сергей Зиннер вырезал ледяного жеребца, вставшего на дыбы — конь символизировал Сарму, байкальский штормовой ветер. Скульптура впечатлила не только зрителей, но и авторов проекта. – Мы тогда подумали: «Вот бы табун понесся!» — рассказывал Петр Немой. По словам Елены Твороговой, президента Молодежного Благотворительного Фонда «Возрождение Земли Сибирской» и руководителя проекта «Школа экологического предпринимательства», конская тема всплыла на стратегической сессии школы в Байкальске в прошлом году: «Мы говорили с Петром (Немым. — Ред.) о том, что на Байкале нужны проекты, которые показывали бы мощь Байкала, простор, воздух, ветер. И в результате появилась идея табуна как символа. Она дотачивалась всю зиму и в итоге обрела плоть и кровь». [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/5ca/5cae3e2b01ee64031bf2ff68dd459a76.jpg[/img]
В ходе арт-поекта появился новый «народ» — бугульдеи, живущие среди снегов и ветров, на границе земли и воды. Фото: Алексей Головщиков
Однако проект долгое время оставался без места, пока предприниматель Сергей Перевозников, владелец имения «Заречное» (конный туризм) и руководитель Ассоциации коневладельцев Иркутской области, не «приземлил» его в Бугульдейке. Там же на свет появился новый народ — бугульдеи, живущие среди снегов и ветров, на границе земли и воды. «Мы были потрясены красотой и неисхоженностью этой земли», — констатировал Петр Немой. Главное и самое масштабное действо — это «Табун Ветров», 384 ледяных коня. Их создавали в течение семи недель, и все это время было наполнено сопутствующими действами. Танцевали ехор. Устраивали Брейгелевские катания — прогулки на коньках в стиле картин Питера Брейгеля и его сыновей. Коньки бугульдеи делали сами — деревянные, с пеньковой веревкой в качестве креплений. Открыли выставку «Старая деревня», вдохнув новую жизнь в старый бурятский улус на окраине (Бугульдейка — практически ровесница Иркутска, первые упоминания об улусе относятся к XVII веку, а развалины улуса считаются памятниками истории регионального значения). Материал для выставки — портреты бурят разных лет, с самого начала XX века — участники проекта сканировали с фотографий, принесенных местными жителями, найденных в частных коллекциях и в музее истории города Иркутска; портреты разместили внутри и снаружи домов и надворных построек заброшенного улуса. Проводили празднество по мотивам бурятских сказаний. Участники проекта не скрывают: не все складывалось так, как было задумано. Первоначально заявлялось о приезде скульпторов из Голландии, Финляндии и США, а также из российских городов, в частности, из Санкт-Петербурга, Москвы, Владивостока, Хабаровска и, конечно, Иркутска. Однако по факту почти четыре сотни ледяных скульптур создавали ограниченными силами — приехали дизайнеры из Перми, Якутии, в последнюю неделю — из Улан-Удэ, да еще неожиданной подмогой оказался мастер-самоучка из Нукутского района Иркутской области. Свою корректировку внесла погода — из-за необычайно теплой зимы лед на Байкале долго не вставал. Между тем для создания ледяного табуна требовалось не менее 600 тонн льда. Местные «фирменные» ветра тоже не способствовали комфортной работе скульпторов. «Однажды ветер был такой силы, что меня просто сдувало вместе с инструментами, — поделилась пермский дизайнер и архитектор Наталья Белобородова. — Но, что удивительно, в дни, когда ветер был не очень сильный, кони получались спокойные, статичные, а в то утро появились кони с развевающимися хвостами и гривами — Табун Ветров оправдал свое название». [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/f63/f63b313d1a799a590aa61cbdd2a9c555.jpg[/img]
Каждая из семи недель проекта была наполнена сопутствующими «бугульДействиями». Фото: Алексей Головщиков
—Наконец, все, кого посвящали в проект, говорили: «А давайте еще вот это. А давайте еще вот так». И людей, которые говорили нам «а давайте…», становилось все больше, проект по мере его создания разрастался, трансформировался, развивался, как живое существо, так что результат получился неожиданным для всех», — признала Елена Творогова. Впервые в этом году проект «Театрики» на Байкале был реализован по принципу краудфандинга — ледяные кони продавались. Стоили недешево — 25–27 тыс. рублей за коня, хотя авторы уверяли, что эта сумма — всего лишь себестоимость создания одной скульптуры. Но многим захотелось получить «свою» лошадь в Табуне Ветров. Три десятка оплативших создание ледяного скакуна приехали в Бугульдейку на отпускание табуна, чтобы познакомиться со своими конями — для них провели специальную церемонию, вручили каждому по серебряной подвеске в виде пиктограммы коня авторской работы иркутского ювелира Александра Алсаткина. Изначально авторам «БугульДейства» говорили: к вам никто не приедет — слишком далеко. Но с каждой неделей приезжих прибывало. А 22 марта на отпускание Табуна Ветров в маленькую Бугульдейку прибыло, по самым скромным подсчетам, не менее 800 человек. Сочетание громадного табуна, массы людей, ритуальных моментов (вроде посвящения в коневладельцев в исполнении актеров «Театрики»), концерта специально приглашенной на завершение проекта этно-группы «Ят-Ха» и показа коллекций украшений и фантасмагорических костюмов в этническом стиле иркутских дизайнеров Анжелики и Александра Алсаткиных в сумме создало совершенно нереальную атмосферу, впечатлившую даже самих бугульдеев во главе с Петром Немым. [img]http://asiarussia.ru/upload/iblock/9c1/9c17bcd814c25b6ce04cd0209dd64b84.jpg[/img]
Многим захотелось получить «свою» лошадь в Табуне Ветров, несмотря на высокий взнос. Фото: Алексей Головщиков
«БугульДейство» — первый творческий проект в концепции малой туристической агломерации в Бугульдейке. Если получится, то «Театрика» и сотоварищи хотела бы эту историю развивать и дальше. Идеи уже есть. Табун ветров в следующем году предполагают вырезать не изо льда, а из мрамора — благо, рядом с деревней находится старый мраморный карьер. Летом в Бугульдейке планируются конные состязания — не просто скачки, а показательные выступления монгольских всадников, которые покажут стрельбу из лука на скаку. А зимой в той же Бугульдейке участники проекта хотят создать «Исчезающую деревню». В заброшенных домах старого улуса устроят жанровые композиции вырубленных изо льда людей, кошек, собак, овец, кур, домашней утвари. Весной эта ледяная деревня на глазах у зрителей будет, тая, постепенно, исчезать. «Бугульдейка оказалась нам интересна еще и потому, что она находится в уникальном состоянии — существование «ноль», — пояснил Петр Немой. — Вся предыдущая история этого поселения, способ его существования были аннулированы: бурятский улус, рыбацкая деревня, леспромхоз, мраморный карьер. Лесом сейчас ничем заниматься нельзя, градообразующее предприятие и совхоз разрушены, а туризм не появился. У нас возникло желание создать некое пространство для туризма. Но не как в Листвянке или на Малом море, когда первые собственники создают некую агломерацию, а потом начинают ехать туристы, все хотят на них заработать, и начинается хаотичная застройка. Здесь хорошая среда для развития туризма интеллектуального. «Табун Ветров» был первым проектом этой структуры». Авторы проекта согласны с тем, что бугульдейская история перекликается с историей калужского села Никола-Ленивец, где за 20 лет художники из депрессивной территории создали арт-парк, сумев увлечь местных жителей. – Деревня нас очень долго проверяла: посмотрим-посмотрим, болтать каждый может. Но на каком-то этапе сказала: похоже, вы понимаете, что делаете. И потихонечку сдвинулась с места, — отметил Петр Немой. — И то, что местные жители пришли на отпускание табуна, на рок-концерт — это важно. Людей, которые хотят что-то делать, можно куда-то завезти — и они там сделают все, что хотят. Но самое главное в таких проектах — это местные люди.</p>
В сюжете: арт-проектБайкал