Перегруженность порта Тяньцзинь нарушает цепочку поставок между Китаем и Монголией
Задержки с доставкой в крупных китайских портах ограничивают импорт Монголии из третьих стран и дорого обходятся монгольским компаниям.
Китай является одним из крупнейших торговых партнеров Монголии, экономическим центром и ведущим поставщиком промышленных товаров. Китай также является основным транзитным узлом Монголии, не имеющей выхода к морю, – помимо России обеспечивающим доступ к большинству видов экономической деятельности Монголии и торговле с другими странами. Однако длительная перегрузка судов, особенно в портах Тяньцзинь и Далянь и сухопутном порту Эренхот на границе Китая и Монголии нарушает цепочку поставок в Монголию, и обе стороны ищут пути преодоления этой неожиданной проблемы.
С конца апреля 2021 года десятки тысяч грузовых кораблей были перегружены в Южно-Китайском море, нарушая распределение и цепочку поставок на мировой рынок. В результате в крупных портах, таких как Тяньцзинь, Далянь и Эренхот были нарушены поставки из Монголии. С апреля на этих крупных транспортных маршрутах было остановлено от 4378 до 5000 монгольских грузовых контейнеров. Все три порта имеют решающее значение для торговли между Китаем и Монголией, а также для импорта Монголией товаров из “третьих соседних” стран, таких как Турция, Южная Корея, Япония и Соединенные Штаты.
16 сентября делегация Монголии приняла участие в 20-летнем юбилейном саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе, Таджикистан. В то время как президент Монголии У.Хурэлсух присоединился к саммиту онлайн, его представитель, заместитель премьер-министра С.Амарсайхан, воспользовался возможностью встретиться с министром иностранных дел Китая Ван И и обсудил с ним краткосрочные планы по торговле между Китаем и Монголией, в частности, касающиеся загруженности порта Тяньцзинь и экономических последствий.
Во время их встречи С.Амарсайхан особо указал на экономические проблемы, с которыми столкнулись обе страны с начала пандемии COVID-19. В ответ на вирус Монголия закрыла границы с обоими своими соседями – Россией и Китаем – на четыре месяца. Эти неожиданные изменения привели к экономическим сбоям в отношениях между Монголией и Китаем. С.Амарсайхан подчеркнул, что Китай, как всеобъемлющий стратегический партнер Монголии, оказывает содействие усилиям Монголии по борьбе с COVID-19, и поблагодарил Пекин за щедрое пожертвование вакцин в начале 2021 года.
Однако С.Амарсайхан также подчеркнул важность торговли между Монголией и Китаем и упомянул о 4378 грузовых контейнерах, которые в настоящее время застряли в порту Тяньцзинь. Заместитель премьер-министра призвал обе стороны сосредоточиться на достижении реального прогресса в ускорении потока товаров через пограничные переходы, увеличении экспорта угля и сокращении загруженности контейнеров, в которых находятся как деловые, так и личные вещи, отправленные из третьих соседних стран.
В ответ Ван И заявил, что Китай продолжит оказывать содействие усилиям Монголии в борьбе с COVID-19, поставляя вакцины и оказывая финансовую поддержку. Кроме того, он подчеркнул готовность китайского правительства уделить внимание ускорению обработки грузов в порту Тяньцзинь, предназначенных для Монголии.
По словам генерального директора Монгольской ассоциации Объединенных грузовых и грузовых перевозок О.Давансурэна, “в настоящее время находятся в Тяньцзине около 4378 контейнеров и требуются дополнительные финансовые ресурсы для их аренды и оплаты за хранение. Стоимость аренды и платы за хранение увеличилась с 10 до 50 долларов в день. Если раньше отгруженные товары прибывали в среднем за 10 дней, то сейчас на это уходит 40-50 дней".
Более того, Монгольская ассоциация Объединенных грузовых и грузовых перевозок недавно опубликовала заявление о том, что, хотя товары медленно перемещаются через перегруженный порт Тяньцзинь, в Монголию направляется только один поезд. Таким образом, транспортные контейнеры, предназначенные для Монголии, находятся в движении, но этого недостаточно для того, чтобы оказать заметное экономическое воздействие. Даже в то время как другие контейнеры начинают двигаться, объем перегрузки в порту остается прежним. Растущие цены на фрахт, контейнеры, аренду и хранение начинают оказывать давление на малый бизнес, основанный на импорте.
Хотя кризис с перегрузкой судоходства в какой-то момент будет решен, существует еще одна важная логистическая проблема, которую необходимо решить Монголии и Китаю. COSCO Shipping Corporation, контролируемый правительством Китая транспортно-логистический конгломерат, контролирует все морские грузы, которые будут доставляться по железной дороге по всему Китаю, включая грузы, направляющиеся в Монголию. В июле 2021 года в Монголии на вебинаре монгольская сторона обратила внимание на растущие проблемы, связанные с решением COSCO назначить “эксклюзивного агента для представления своих деловых интересов в Монголии”. Это создало еще одно препятствие для транспортировки монгольских грузовых контейнеров.
Какпояснило ИА Montsame: “До попыток назначения эксклюзивного агента в Монголию местные экспедиторы могли получать контейнеры непосредственно от COSCO. Теперь им придется пройти через местного эксклюзивного агента. Результатом является увеличение сроков доставки и оформления, а также дополнительные расходы, которые уже ощущаются монгольскими производителями и широкой общественностью”.
На вебинаре был освещен совместный опрос EuroChamber Mongolia и Федерации экспедиторов Монголии, который показал, что 20 процентов респондентов испытывают задержки в размере 10 процентов. Еще 13 процентов респондентов сообщили о задержках в размере от 50 до 75 процентов. Однако опрос был проведен в конце июня; эти цифры, вероятно, возросли по мере увеличения загруженности судоходства.
Для Монголии безопасность и открытость этих морских путей имеют решающее значение. География Монголии, не имеющей выхода к морю, требует, чтобы она полагалась на своих ближайших соседей, Китай и Россию, в качестве либо прямых источников, либо транзитных партнеров для монгольской глобальной торговли.
Что касается торговли между Китаем и Монголией, то, несмотря на периодические сбои в работе из-за COVID-19 и загруженность портов Китая, КНР остается ведущим экспортным направлением Монголии.
Согласно отчету монгольской таможни за сентябрь 2021 года, за первые девять месяцев 2021 года Монголия экспортировала 88,2 процента своих товаров в Китай, в то время как Китай был крупнейшим единственным источником импорта Монголии, на долю которого приходилось 39,9% оборота. По мере того, как мировые ставки фрахта продолжают снижаться, Монголия и Китай должны ускорить экономическую деятельность, чтобы избежать дополнительного финансового бремени для малого бизнеса и монгольской экономики в целом.