Буддизм в жизни современных японцев: 7 показательных фактов
Не так легко сказать, какой процент японцев представлен последователями традиционных японских религий.
Число последователей
Не так легко сказать, каков процент жителей Страны восходящего солнца, придерживающихся традиционным японским религиям. Религиозный ежегодник, который составляется правительственным Агентством по культуре, публикует статистику, основывающуюся на тех сведениях, которые предоставляют сами религиозные организации.
Несколько лет назад в ежегоднике сообщалось, что общее число последователей синтоизма составляло 101 387 654, а буддистов – 63 881 859 человека. Всего в Японии в то же время проживало порядка 120 миллионов человек, и получалось, что число японских последователей традиционных религий превышало общее количество населения страны.
Это противоречие объясняется следующим образом. Религиозные организации подсчитывают число своих последователей исходя из весьма широких определений. Так, они считают последователями синтоизма или буддизма не только тех, кто посещает храмы лишь раз в год для участия, скажем, в новогодних ритуалах, но и тех, кто соприкасается с религией раз в несколько лет для проведения похоронных церемоний. Большое число людей, как можно догадаться, были записаны одновременно буддистами и синтоистами.
Уровень религиозности
Более правдоподобны данные опросов. Результаты опроса, опубликованные некоторое время назад в газете «Ёмиури Симбун», включали ответы на вопрос «Являетесь ли вы верующим?». Положительный ответ на этот вопрос дали лишь 26% респондентов. Если отбросить определенное число людей, являющихся последователями новых религиозных течений, включая христианство, то последователи традиционных религий составят лишь половину от этого числа.
Интересно также, что хотя большинство респондентов не считают себя верующими, огромное большинство японцев включены в те или иные религиозные практики. Более 70% проводят религиозные обряды за умерших и более 60% участвуют в обрядах за удачу (новогодние благопожелания, гадания, приобретение амулетов).
Данные исследования, проведенного в 2010 году институтом Gallup по всему миру, показывают, что Япония принадлежит к числу наименее религиозных стран. Кстати, эти результаты демонстрируют устойчивую корреляцию между степенью религиозности населения и уровнем социально-экономического развития страны.
Секты и храмы
В Японии около 77 тысяч буддийских храмов. По большей части они относятся к 7 главным сектам, а именно Тендай, Сингон, Дзёдо, Риндзай, Сото, Нитирен и малые секты. Секты, в свою очередь, разбиты на большое число подсект.
Крупнейшая из сект – это Сото (14 702 храма). Далее идут последователи подсект Дзёдосинсю Хонгандзи (10 335), Дзёдосинсю Отани (8 709), секты Дзёдо (6 929), Нитирен (4 633), Коясан Сингон (3 487), Риндзайсю Мёсиндзи (3 401), Сингонсю Тидзан (2 853), Сингонсю Будзан (2 632) и т.д. Секты Сото и Риндзай являются дзен-буддийскими течениями.
Последователи дзен-буддизма, с которым массовое сознание в основном ассоциирует японскую культуру, действительно составляют значительный процент от общего числа последователей японского буддизма. В сектах центральное место занимает культ патриарха-основателя. Большинство патриархов японского буддизма жило в XIII веке. Их имена широко известны и почитаемы в обществе.
Крупнейшие секты имеют свои университеты, предлагающие программы по буддизму вообще и учениям определенных сект. Почти во всех сектах буддийским священникам разрешено жениться и есть мясо. Большинство храмов являются семейными, то есть управляются священником и его семьей. В таких храмах семьи проживают внутри храмовой ограды. Сыновья часто наследуют священнический сан от отца. Таким образом, в своем большинстве храмы в Японии являются наследственными.
Структура общины
В каждом храме есть данка (прихожане или милостынедатели). Если умирает кто-то из членов общины, то семья обращается за проведением похоронных ритуалов в тот храм, к которому она прикреплена исторически. Традиционно семьи организуют поминальные ритуалы в храмах на 49-й день, через год, три года и семь лет после кончины члена семьи. Таким образом, данка это семья, которая сохраняет связь с определенным храмом на протяжении поколений.
Обычно один храм связан с тремя сотнями данка. Если у храма недостаточное количество данка, то священники вынуждены подрабатывать на стороне, как правило, учителями. В больших городах некоторые храмы сдают территорию, относящуюся к храму, под места для автомобильных парковок, а неиспользующиеся здания – для коммерческой аренды.
Похоронные обряды – это то, что главным образом связывает храм с данка. Кроме того, люди посещают храмы для проведения обрядов жертвоприношений и молитв. Некоторые храмы функционируют исключительно с этой целью.
Кладбища и домашние алтари
Большинство кладбищ расположено на храмовых землях. Однако в деревнях и больших городах места под кладбища могут выделяться муниципалитетом. Семьи посещают кладбища для проведения траурных церемоний как по умершим членам семьи, так и для поминовения всех предков в дни весеннего и осеннего равноденствия и весеннего Праздника умерших.
Во многих семьях имеются домашние алтари. Согласно опросам, проведенным газетой Асахи Симбун, алтари имелись в 59% японских семей. Обычно на алтарь помещаются изображения или статуэтки Будды Амитабхи или Будды Шакьямуни, а также таблички с именами умерших предков. Ежедневная религиозная практика может включать поднесение на алтарь риса, воды или саке вместе с произнесением молитв.
Люди молятся Будде за успокоение душ своих предков, а также обращают свои молитвы и к самим предкам, прося у них защиты для своей семьи. В реальности культ предков не является буддийским и восходит к добуддийским культам или к конфуцианской морали.
Буддизм и синто
Современные японцы обращаются к религии для защиты себя и своих семей от зла и привлечения удачи в свою жизнь. Для этой цели они посещают как синтоистские, так и буддийские храмы. При этом далеко не все усматривают разницу между этими религиями. Японцы привыкли, что синтоизм и буддизм сосуществуют в их культуре много столетий, и в массовом сознании они сливаются в единую национальную религию Японии.
Тем не менее, большинство японцев посещают именно синтоистские храмы для проведения обрядов, связанных с рождением ребенка. Обряды защиты здоровья детей проводятся по синтоистскому обычаю в возрасте 3, 5 и 7 лет. Кроме того, как правило, синтоистские священники проводят обряды освящения земли под строительство.
Как уже отмечалось, японцы неизменно обращаются в буддийские храмы за проведением похоронных и поминальных обрядов. Очевидно четкое правило: обряды жизни, здоровья и роста находятся в сфере компетенции синтоизма, а смерти и посмертного существования – буддизма. Сюда же можно отнести и гадание. Японцы к нему очень неравнодушны. Гадателей можно найти в маленьких лавочках или прямо на уличных мостовых. За предсказаниями гадатели часто обращаются к буддам и бодхисаттвам.
Буддизм как культурная основа
И буддизм, и синтоизм исповедуются японцами в основном в форме обрядовой системы. Помимо своего религиозного значения, эти религии до сих пор являются источником культурного вдохновения, а также несут в себе огромное культурное наследие.
Буддийская символика используется в художественном творчестве для выражения таких идей как спокойное принятие смерти, агония, любовь, непостоянство. Даже если в своем большинстве японцы не считают себя религиозными людьми, буддизм бессознательно оказывает колоссальное влияние на систему их жизненных ценностей.
И если буддизм не играет значительной роли в жизни отдельных представителей японского общества, он стоит за моделью поведения людей в повседневности и в определенных жизненных ситуациях. Это влияние не снижается даже в условиях глобализирующегося урбанистического общества, в котором живет сегодня большинство японцев.