Фильм о восстании хантов и ненцев наградили на Римском кинофестивале
Режиссер Алексей Федорченко получил награду Римского кинофестиваля за фильм о Казымском восстании хантов и ненцев против советской власти, сообщил ТАСС.
Обладателем статуэтки "Марка Аврелия будущего" Федорченко сделали зрители, которые выбрали его фильм "Ангелы революции". Картина рассказывает о восстании коренных жителей приобской тундры в 1930 годах. Федорченко сообщил информагентству, что для написания сценария собирал материал в институте финно-угроведения. Все съемки проходили в Ханты-Мансийске.
Режиссер подчеркнул, что не занимает ничью сторону в фильме.
"У меня нет отрицательных героев, они все положительные, просто они оказались в тяжелое время между двумя цивилизациями", - рассказал Федорченко.
Процесс перелома традиционного племенного устоя жизни ненцев и хантов в целом показан через призму личных историй, глубоких верований и убеждений как представителей коренных народов, так и советских просветителей.
Алексей Федорченко не впервые посвящает свое творчество российским народам. Так, в 2012 году в том же Римском кинофестивале режиссер участвовал с фильмом "Небесные жены луговых мари" который вызвал большой резонанс среди представителей народа. Ранее он также снял картину о мерянах "Овсянки".
Недовольство коренного населения в связи с проводимыми реформами советской власти начало проявляться уже при строительстве культбазы, когда заставляли вывозить лес. Сначала вывоз леса был делом добровольным, потом стало обязанностью: к какому сроку и сколько нужно вывезти, пишет российская Википедия.
Дальнейшее нарастание недовольства у туземцев было вызвано лишением избирательных прав шаманов и кулаков – лиц, использующих в своих хозяйствах наёмный труд. На Обь-Иртышском Севере в основе деления общества на бедняков, середняков и кулаков был признак величины оленьего стада. Хозяйствам кулаков и середняков давались твёрдые задания. По своим размерам твёрдые задания превышали экономические и физические возможности хозяйств и были непонятны коренному населению. Например, на объединённом заседании тузсовета и группы бедноты от 7 мая 1933 года было принято решение дать твёрдое задание:«Захарову Данилу и Дмитрию – по рыбе 5 тонн, по пушнине на 100 рублей, дичи 100 пар, по оленям 20 голов» (Ерныхова О.Д. Казымский мятеж… с.41.)
При этом сроки сдачи налогов были минимальны. Когда облагаемые налогом просили эти сроки увеличить, то им угрожали судом, конфискацией имущества и высылкой из мест исконного проживания. Сдав бесплатно государству по существу нелишних оленей, сами ханты оставались фактически без каких-либо средств к существованию. Сдача оленей государству в непомерных количествах приводила к тому, что шла ежегодная убыль стада у коренных жителей. Возникла угроза, что коренное население вообще останется без оленей. Изменение размеров налогообложения является главной причиной Казымского восстания.
Кроме того, недовольство коренного населения возросло при введении в феврале 1933 года целевого снабжения населения продовольствием и промтоварами в зависимости от выполнения плана заготовок. При этом план ввоза продовольствия снабженцами не выполнялся, и местное население просто-напросто голодало. За сданную продукцию вместо продовольственных и промышленных товаров за половину стоимости насильственно выдавались облигации государственного займа, которые не погашались. Особенное возмущение вызывали цены на товары в отдалённых лавках, которые находились в верховьях Казыма, поскольку товар там был значительно дороже.
“
Справка
Казымское восстание (также Казымские восстания 1931—1934) — вооруженное сопротивление коренных народов приобской тундры - хантов и ненцев - политике советского правительства по ликвидации традиционной социально-экономической структуры этих народов и аккультурации их в пространстве складывающегося советского общества.