У Калмыкии появилось 10 лоббистов в ЮНЕСКО
Включение калмыцких танцев «Чичердык», «Ишкимдык», «Дербетовский товшур» и героического эпоса «Джангар» в список культурного наследия ЮНЕСКО стали ключевой темой Международной научно-практической конференции «Танец как историко-культурное наследие монголоязычных народов».
Конференция в Элисте прошла в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 75-летию руководителя Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты» Петра Надбитова. В ее работе приняли участие представители Международного танцевального совета ЮНЕСКО, ученые, педагоги, балетмейстеры из Монголии, Тувы, Челябинска, Волгограда и других регионов.
Как отметил президент Международного совета танца (CID) ЮНЕСКО Алкис Рафтис, главными задачами этой организации является сохранение культурного наследия народов разных стран мира. «За последние 60 лет мы сфокусировались на танце именно как на шоу, а народные танцы - это танцы простых людей, выступающих на публике. Мы берем элементы подобных танцев и переносим на сцену. А сейчас наблюдается обратная тенденция», - сказал представитель международного совета.
Он добавил, что в последние годы в хореографическом искусстве много профессионалов на сцене, но мало простых народных исполнителей. В этом плане Калмыкии сильно повезло. Молодые люди во многих странах употребляют алкоголь, наркотики, становятся криминальными личностями. «Пусть они лучше будут танцевать. Мы хотим сделать танцы социальным проектом», - отметил Алкис Рафтис.
Важности сохранения народного танцевального искусства посвятил свой доклад Петр Надбитов. Он показал на примере то, как развивается танцевальное искусство, продемонстрировав при помощи артистов ансамбля «Ойраты» эволюцию танцевальных элементов.
Петр Надбитов стал первым представителем Калмыкии в Международном совете. Также на конференции еще девять представителей республики вошли в Совет, которые будут активно лоббировать вопросы включения калмыцких танцев в список культурного наследия ЮНЕСКО.
С докладами на конференции выступили руководитель общественной организации «Центр наследия родной культуры и традиций кочевников мира» Баатааржав Эрдэнэтцогт, доцент кафедры Уральского государственного университета физический культуры Владимир Биче-Оол и другие. Завершится международная конференция большим праздничным концертом.
Аяна Шинжина, художественный руководитель и главный балетмейстер Национального театра танца и песни Республики Алтай «Алтам», заслуженная артистка РФ:
«Многие малые народы нуждаются в сохранении самобытной национальной культуры и ее пропаганде. Данная конференция станет толчком для развития танца не только как сценического мастерства, но и как науки.
Танец на конференции рассматривался как объект науки с точки зрения сценического мастерства, элементов техники и т.д. Я давно знакома с калмыцким танцевальным искусством. Надо отметить, что хореографическое искусство Калмыкии находится на высоком профессиональном уровне.
Являясь братскими народами, калмыки и алтайцы имеют много схожего. В Дни культуры Калмыкии на Алтае, выступление театра танцев «Ойраты» произвело фурор. Калмыцкий танец имеет свои особенные черты, самобытность, но в то же время в нем прослеживается эстетика советского периода, что удивительно».
Доцент кафедры Уральского государственного университета физической культуры, кандидат культурологи Владимир Биче-Оол:
«В своем докладе я говорил о том, что европейская, американская культуры поглощают малые. Несмотря на малочисленность и удаленность от центров мы должны сохранять нашу уникальную культуру в условиях глобализации. Потому что, спустя годы, мы может ее потерять.
В частности, этот процесс можно проследить на примере хореографического искусства. Я имею в виду стилизацию народных танцев. Что касается калмыцкого искусства, то благодаря таким мэтрам, как Петр Надбитов, танцевальная культура сохраняется».
Ольга Ананьева, заслуженный работник культуры России, художественный руководитель детского образцового ансамбля «Волжаночка»:
«Тема конференции волнует многие народы России и Монголии. Были заслушаны очень познавательные и интересные доклады, которые мы в дальнейшем планируем использовать в работе.
С культурой Калмыкии я познакомилась, благодаря Петру Надбитову, с которым я училась в институте. Во время учебы я научилась танцевать «Чичердык», и теперь юные танцоры нашего волгоградского ансамбля исполняют этот замечательный танец».
Справка
Надбитов Петр Тимофеевич - художественный руководитель, главный балетмейстер Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты», Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, Заслуженный артист Калмыцкой АССР, лауреат Государственной премии Калмыцкой АССР имени О. И. Городовикова, кавалер ордена Дружбы.
Выпускник Государственного академического хореографического училища имени А. Я. Вагановой и Московского государственного института культуры.
Государственный театр танца «Ойраты» хорошо известен зрителям 12 стран мира, в том числе США, Франции, Испании, Италии, Канады и других государств.