Фильму «Потомок Чингисхана» исполняется 85 лет
10 ноября 1928 годa на экраны страны вышел один из шедевров мирового кинематографа, который был снят в Бурятии, а автор - журналист «Бурят-Монгольской правды». Горячо принятый зрителями у себя на родине, он был с триумфом принят в Европе, под названием «Буря над Азией».
Основой сценария фильма послужила повесть нашего земляка, журналиста «Бурят-Монгольской правды», красного партизана Ивана Новокшонова. Имя этого писателя, окончившего свои дни в ГУЛАГе, незаслуженно забывается в тени великого фильма. И сам режиссер Пудовкин, переживавший творческий кризис, вначале не оценил повесть о событиях в глубине Азии, сообщает newbur. Однако приезд в Бурятию, знакомство с ее природой – суровой тайгой и безбрежными степями, людьми, обычаями дал ему новый, мощный импульс.
Фильм снят на одном легком дыхании, в едином темпе и ритме. А монтаж является образцом драматического искусства. Встреча двух исключительных личностей – режиссера Всеволода Пудовкина и актера Валерия Инкижинова создали тот творческий сплав, который обеспечил успех фильму. Пудовкина удивило то, с каким энтузиазмом в съемках фильма участвовали местные жители семейских деревень, бурятских улусов. Прошло уже 10 лет после гражданской войны. Но по призыву председателя колхоза в Тарбагатайском районе бывшие партизаны приехали на конях, в полном вооружении, в лохматых папахах с кремневыми ружьями, опоясанные пулеметными лентами, с саблями, палашами, готовые хоть сейчас ринуться в бой. В финале картины по Боргойской степи катилась лавина в 3 тыс. всадников.
Многие считали, что эпизод фильма – танец Цам в буддийском монастыре – всего лишь дань этнике. Но этот мистический танец задает напряжение и величие всему фильму, являясь вторым скрытым планом, действуя на подсознание зрителя своей грозной симфонией труб, литавров и барабанов. Сама ритмика фильма – как удары барабана в танце Цам. К тому же сегодня для религиоведов и искусствоведов это исключительная историко-географическая ценность. «Монголия, уклад ее жизни, дацаны-монастыри, ламы и т.д. будут показаны не в плане декоративной этнографической предметности, а через призму ощущения человека, его эмоционального переживания», – писал Пудовкин.
Баир – потомок Чингисхана – центральная фигура фильма. Лаконизм и простота, а затем бешеный взрыв в моменты напряжения – такова была основная задача, которую решали режиссер и актер. Отсюда и весь рисунок картины, построенный на сцеплении, столкновении и контрасте. «Главную роль партизана играет Инкижинов, сам чистокровный монгол, обладающий блестящими физическими данными в плане биомеханики», – отмечал Пудовкин.
Ко времени съемок фильма Валерий Инкижинов, уроженец с.Бохан Иркутской области, был уже известным и востребованным актером. Он учился у крупнейших мастеров того времени – В.Э. Мейерхольда, И.А. Пырьева. Был соратником Мейерхольда в разработке нового направления – биомеханики, системы пластического обучения актеров.
«Надо играть так, чтобы быть монголом с большой буквы и меньше всего казаться актером. И вместе с тем надо сделать искренние, трогательные сцены, где можно идти только от себя, показывая свои личные свойства», – писал сам Инкижинов перед съемками фильма. О глубине его таланта как актера и режиссера, сумевшего подняться до вершин мирового кинематографа, свидетельствует его небольшая статья «Проблемы бурят-монгольского театра». Тезисы этой статьи еще требуют своего вдумчивого прочтения и раскрытия. В частности, он призывал обратиться к богатейшему и выразительному пласту народного творчества – напевам и исполнению улигеров, шаманским песнопениям, буддийскому искусству, народному юмору и речи…
Да и сама биография выдающегося сына бурятского народа, чья дорога пролегла от степей Бурятии через Москву, Санкт-Петербург, Киев, Берлин, Сан-Франциско до Парижа, сотрудничество с великими режиссерами кино В. Пудовкиным, Ф. Лангом, Г.-В. Пабстом, Кристианом Жаком и с такими звездами кино, как Бриджит Бардо, Жан Поль Бельмондо, Жан Габен и др., – предмет более обширного исследования.
Фильм «Потомок Чингисхана» оказал огромное влияние на мировой кинематограф. Особенно видны творческие параллели с этим фильмом у японского режиссера Акира Куросавы. В его картинах та же внутренняя динамичная напряженность, физически ощущаемая пластическая игра актеров, к примеру, у актера Тосиро Мифунэ, природа как полноправное действующее «лицо» в фильме.
В дни показа фильма «Потомок Чингисхана» («Буря над Азией») в Берлине английский корреспондент Кеннет Мак-Милан писал: «Потомок Чингисхана» – вещь поразительная и удивительная… представляет собой шедевр и лишь затем – творение Пудовкина. Фильм служит ключом для понимания творческого процесса Пудовкина. Я могу с уверенностью сказать, что ничего равного по значению никогда еще не было создано…».
Справка
Новокшонов Иван Михайлович - родился 20 октября 1896, село Гусево, Томская губерния. Русский советский писатель, сценарист, автор повести «Потомок Чингисхана», участник гражданской войны в Сибири, командир партизанского отряда. В 1937 году репрессирован, погиб в мае 1943 года. Реабилитирован посмертно. В 1925-1926 годах печатался в газете «Бурят-Монгольская правда», журналах «За семь дней», «Жернов», «Комсомолец» и других. Главной книгой Ивана Новокшонова считается повесть «Потомок Чингисхана». Иван Новокшонов рассказывал, что тему повести ему подарил знаменитый революционер-анархист Нестор Каландаришвили. Первый вариант повести был написан в 1920-х годах. По другим данным, работа над повестью продолжалась с 1926 по 1933 год. В 1928 году режиссёр Всеволод Пудовкин по мотивам повести поставил одноимённый фильм (сценарий Ивана Новокшонова и Осипа Брика). В 1937 году был закончен второй вариант повести «Потомок Чингисхана», которая впервые была опубликована в 1965 году в альманахе «Ангара».
О фильме:
Действие фильма разворачивается в 1918 году — в разгар Гражданской войны. Английские войска оккупируют Монголию. Охотнику Баиру не удалось договориться с английским купцом о цене на шкуры лис. Его схватили англичане. При обыске у него нашли ладанку, а в ней грамоту, в которой по-монгольски было написано, что владелец сего — потомок Чингисхана. Англичане хотели было раздуть из этого целое дело и провозгласить парнишку монгольским царем. Однако Баир отказывается от этой сделки. Охотник бежит из города, уничтожает британский штаб и присоединяется к отряду красных партизан под командованием Нестора Каландаришвили.
Режиссер Всеволод Пудовкин пригласил на главную роль 33-летнего актера Валерия Инкижинова — уроженца Боханского аймака Иркутской губернии. В фильме задействовано лишь несколько профессиональных актеров, остальные роли играли местные жители. Были приглашены также бывшие партизаны. Они прибыли на съемки в полном партизанском снаряжении — в тех же папахах, в которых они ходили в бой, с оружием, сохранившимся от боевых походов. На массовку приглашали и людей в национальных бурятских костюмах, благо таких тогда было много. Премьера фильма в СССР состоялась 10 ноября 1928 года. В декабре 1928 года состоялась премьера в Берлине. В Европе фильм шёл под названием «Буря над Азией», и приобрёл большую популярность. В апреле 1929 года фильм с триумфом идет в Будапеште, в феврале 1930 года — в Нидерландах и Англии. Весной 1935 года фильм получил приз Первого Московского международного кинофестиваля. В 1937 году фильм демонстрировался на Всемирной выставке в Париже. Исполнитель главной роли в фильме Валерий Инкижинов в 1930 году остался с семьёй в Париже, поэтому с середины 1930-х фильм не демонстрировался в СССР, а имя Инкижинова было удалено из титров. Фильм был восстановлен и озвучен на киностудии им. М. Горького в 1985 году.
В сюжете: Фильмпотомок Чингисхана