Монголия почтила память жертв политических репрессий
Монголия отметила День памяти жертв политических репрессий. Это происходит ежегодно 10 сентября. По данным Госкомиссии, было установлено, что более 31 тыс. человек официально признаны жертвами политических преследований с апреля 1939 года по июль 2015 года.
10 сентября президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж, спикер парламента Зандаахүүгийн Энхболд, депутаты ВГХ и кабинета министров, члены государственной комиссии по организации реабилитации жертв политических преследований, члены Хурала гражданского представительства Улаанбаатара и члены семей погибших от политических репрессий отдали дань уважения жертвам политических репрессий и возложили венки к памятнику.
На церемонии присутствовали Государственная комиссия по регулированию и организации реабилитации жертв политических преследований, Монгольская Ассоциация жертв политических репрессий, представители Министерства обороны, Министерства иностранных дел, Генерального штаба вооруженных сил Монголии, Монгольская Ассоциация пожилых людей, офис губернатора столицы, дети жертв политических преследований и граждане.
В Национальном музее Монголии состоялась церемония открытия фотовыставки, посвященной жертвам политических преследований.
Репрессии в Монгольской Народной Республике — массовые репрессии конца 30-х годов XX века, затронувшие всё население Монголии, включая высших руководителей МНРП и руководства МНРА, буддийское духовенство, интеллигенцию и зажиточных аратов. Проводились параллельно с «Большим террором» в СССР, при участии советских органов НКВД и в соответствии с личными указаниями И.В. Сталина. После победы Народной революции Монголия взяла курс на социалистические преобразования, следуя указаниям, получаемым из СССР. В 1926 году в МНР был принят Закон об отделении церкви от государства, в котором отмечалось, что «наше правительство сочувственно относится к религии Блаженного Сакья-муни, поэтому оно в пределах закона твёрдо защищает дело соблюдения, изучения и распространения данного учения», но упразднялись привилегии высших чинов буддийского духовенства, — хубилганов и хамбо, — и предписывалось каждый раз для отыскания того или иного нового перерождения ходатайствовать перед правительством. Вскоре после этого МНРП и Ревсомол повели активную борьбу за обмирщение представителей буддийского духовенства; в конце 1920-х годов в стране практически одновременно с СССР была начата коллективизация. Шла конфискация имущества у духовенства и старой феодальной знати.
В 1930 году тайджи Эрэгдэндагва составил письмо к Панчен-ламе IX с просьбой водворить в страну малолетнего Богдо-гэгэна IX в качестве монарха, уничтожив МНРП и прекратив обмирщение духовенства при содействии войск Китайской республики. Один из князей, которым он показывал это обращение, донёс на него. По «Делу Эрэгдэндагвы» были привлечены Манджушри-хийда Манджушри-хутухта Цэрэндорж, Егуузэр-хутухта Галсандаш, Гомбо-Идшин, Дилова-хутухта Жамсранжав и другие, якобы поддержавшие эти план и обращение. По итогам следствия 30 сентября было расстреляно 8 человек во главе с Галсандашем.
К началу 1930-х годов около 10 тыс. монахов уже было изгнано из монастырей. Эти процессы и реформы вызывали недовольство не только у зажиточных арат, нойонов и духовенства, но и у всех жителей Монголии, что вылилось в 1932 году в Хубсугульское восстание, подавленное лишь через полгода. Руководителей восстания на публичном судебном разбирательстве приговорили к расстрелу.
В 1933—1934 годов по «делу Лхумбэ» (по имени Ж. Лхумбэ, видного партийно-государственного деятеля МНР, бурята по национальности, обвиненного в создании контрреволюционной прояпонской нелегальной организации с целью осуществления военного переворота и свержения коммунистического режима) подверглись репрессиям 317 человек: «хэнтэйская группа» — 174 человека (30 приговорены к смертной казни); «дорнодская группа» — 110 человек (18 казнены); «улаанбаатарская группа» — 33 человека (казнены 5 человек). Помимо тюремных сроков от 5 до 10 лет, применялся и такой вид наказания, как высылка в СССР с последующим 5-летним заключением в лагерях без права возвращения в Монголию.
В апреле 1936 года в Монголии прошёл процесс над ламами, которых обвиняли в том, что они «поднимали авторитет религии», что расценивалось как контрреволюция, и в шпионаже в пользу Японии (согласно обвинению, ламы отправляли письма монгольским эмигрантам, где приводились различные сведения о жизни в приграничных районах МНР). На следующем процессе в октябре 1936 года подсудимых лам обвиняли в том, что они с помощью Японии собирались поднять вооруженное восстание и восстановить феодальные порядки. Из 17 обвиняемых шестеро были приговорены к расстрелу, остальные — к различным срокам заключения. За 1936 год было проведено пять открытых процессов над буддистским духовенством.
Общее число погибших в ходе репрессий оценивается от 22 до 35 тыс. человек, то есть от 3 до 5 % всего населения страны.
Только с августа 1937 года по январь 1938 года, по данным советского полпредства, в Монголии было арестовано 10 728 человек, в том числе 7 814 лам, 322 бывших феодала, 300 ответственных кадровых работников, 180 представителей командного состава МНРА, 1555 бурят и 408 китайцев. За этот период были рассмотрены дела 7 171 человек, из которых 6 311 были казнены. Как следует из этих данных, основной удар репрессии нанесли именно по буддийскому монашеству.
В 1936—1939 годах в Монголии было репрессировано две трети членов ЦК МНРП и 8 из 10 членов президиума ЦК. По обобщенным данным за тот же период Чрезвычайная комиссия во главе с Чойбалсаном под пристальным контролем советников СССР осудила 25 588 человек, из которых 20 099 были приговорены к расстрелу и казнены. Доля жертв террора в населении страны значительно превысила аналогичные показатели «Большого террора» в СССР. К концу 2008 года 29 000 человек было реабилитировано.
В сюжете: жертвы репрессий Монголии