Национальный интерес бурят – восстановить свои породы скота
В дискуссию о задачах, стоящих перед народом и путях их решения, вступают животноводы республики.
- Без повышения благосостояния народа – не будет у нас ни языка, ни культуры. Так и будем ходить с протянутой рукой, выпрашивая на их развитие. А если каждый бурят будет благополучен, материально обеспечен – то будет и все остальное. А традиционное животноводство – это прямой путь к богатству, - считает Булат Лхасаранов, для которого возрождение аборигенных пород скота – дело всей жизни.
Для восстановления генофонда животных, для создания пород требуется кропотливая, напряженная, профессиональная работа многих специалистов разных направлений и, конечно, материальные затраты, которые со временем окупаются сторицей.
Советский парадокс
В Бурятии на сегодняшний день созданы породы: лошадей «Бурятская», овец «Буубэй», «Бурятская» и бурятский тип забайкальской тонкорунной.
Для создания бурятского типа забайкальской тонкорунной (БТЗТ) породы овец пятидесятые-семидесятые годы, были брошены мощные ресурсы Бурятской АССР, Советского государства. В те времена страна могла мобилизовать силы в приоритетных направлениях. Исполнительская дисциплина у чиновников была на высоком уровне. Этот тип породы был зарегистрирован в 1973-м году. Авторы получили Государственную премию. Тем не менее, в Бурятии создалась поразительная ситуация. В животноводческой республике, почти до конца ХХ века не было своей породы скота, кроме тонкорунных овец.
К концу 1980-х годов впервые была завершена работа по созданию отдельной породы лошадей, названная «Бурятская». В основу этой породы была заложена аборигенная бурятская лошадь, которая была обнаружена и восстановлена в совхозе «Исингинский» Еравнинского района.
Нужно отметить, началом работы по восстановлению аборигенных животных, инициатором создания бурятских пород скота стало не официальные власти Республики, не государство, а энтузиасты, работники, специалисты: совхоза «Исингинский», жители села Исинга, республиканского госплемобъединения, БСХИ, координируемые директором совхоза Булатом Лхасарановым.
Бурятских овец хотите? Под нож их!
Использовался ресурс совхоза. Хотя по инициативе первого секретаря, бюро райкома КПСС поставило запрет на эту работу, но энтузиасты успели. Порода была создана и документы отправлены для регистрации в государственную племенную книгу. С тех пор, по настоящее время исингинцы получают от государства хорошую дотацию за каждую голову племенных лошадей «Бурятская».
Инициатива зачастую наказуема. Наказание пришло незамедлительно со стороны Еравнинского райкома партии. Хотя с лошадьми уже ничего не могли сделать, но первую экспериментальную отару, которая намеревалась использовать для восстановления аборигенных грубошерстных бурятских овец, полностью отправили на мясокомбинат. Селекционно-племенную, научную работу закрыли. Директора совхоза уволили. Попытались возбудить уголовное дело, не получилось. Прокуратура в действиях Лхасаранова нарушения и ущерба не обнаружила.
Вообще-то, компартия, райком партии не виноваты, а виноват конкретный человек, не далекого ума первый секретарь райкома КПСС. Когда одна партия долго находится у власти, неизменно появляются условия для карьеры у дилетантов и проходимцев.
Время показало, что порода лошадей «Бурятская» нужна и востребована населением республики, соседних областей.
Булат Лхасаранов вернулся на родину, в Кижингу. Здесь ему предложили возглавить «лежавшее на лопатках» районное объединение «Сельхозхимия». У него не было выбора, он согласился, возглавил предприятие. Земляки, родные помогли. Ему удалось поднять производство, параллельно занимался любимым делом, животноводством, исчезающими и редкими животными. Поддержку оказывали работники, «Сельхозхимия» полностью была на хозрасчете. Началась большая работа с «аборигенами» Бурятии: верблюд, лошадь, КРС, сарлык, хайнак, овца, коза, собака под научным руководством профессора, д.с/х. н. С.Б. Помишина.
«Буубэй» вернулись на свои поля
Доктора наук Семен Помишин и Дарима Мангатаева также работали над восстановлением эвенкийских оленей, но они в расцвете творческих сил ушли из жизни, к большому сожалению. Вклад их значителен. После них серьезно оленями и лайками никто не занимается. Без научной поддержки оленеводство поднять очень сложно. А северные леса Бурятии без оленей, оленеводов это - «пустыня». Без оленей вымрут и эвенки.
С начала 80-х ХХ столетия началась трудная, напряженная, полная драматизма работа по восстановлению генофонда аборигенной бурятской овцы.
Все-таки, наверное, ничего бы не получилось, так как до 1990 годов авторитарный режим еще крепко держался. Экономика была строго плановая и о восстановлении «аборигенов» даже думать запрещалось.
Как говорится: «Нет худа без добра». Гибель КПСС, плановой экономики дала возможность Лхасаранову заняться любимым делом без оглядки, надеясь только на свои силы. Так со своим научным руководителем и учителем по жизни, профессором, д.с/х.н. Семеном Помишиным в 1980-х годах удалось найти аборигенную бурятскую овцу в КНР, завести их на историческую родину, на их основе создать новую породу овец «Буубэй».
Почти одновременно, над созданием другой породы овец, с полугрубой шерстью работала группа ученых, специалистов во главе с профессором Нима Церендондоковым. После работу продолжил профессор Семен Бильтуев. Эти два человека являются большими учеными-овцеводами. В результате, в Бурятии созданы две породы овец: «Буубэй» и «Бурятская».
На сегодня по данным Минсельхоза РБ, овец в республике 360 тыс. голов, из них овец породы «Буубэй» около 300 тысяч голов. Это говорит о том, что данная порода удалась. Она востребована населением не только Бурятии, но и в соседних регионах, что отрадно участникам создания породы. В частности, фермер Кемеровской области, Виктор Блаженко, через республиканскую газету благодарил Бурятию за овец породы «Буубэй».
Овцу подняли, теперь нужна своя корова
Оригинаторами овец породы «Буубэй» являются СХК «Баян-гол», ИП «Биликтуев», КХ «Эржэн». Авторы: Булат Лхасаранов, Семен Помишин, Елена Дондокова, Бато-Жаргал Лхасаранов, Арнольд Тулохонов, Александр Попов, Баир Бальжиров.
К сожалению, авторы ничего материального от созданной породы овец не имеют. Хуже того, группа по восстановлению генофонда аборигенного бурятского крупного рогатого скота, куда входят часть этих авторов, находится в очень затруднительном финансовом положении, не могут продолжить работу. Хотя основа заложена. Этим летом приобретено 97 голов скота, благодаря реальной, материальной помощи Татьяны Матхановой, ламы Нимажаба Ильюхинова, 1-го зампреда правительства РБ Иннокентий Егорова, представителя Бурятии в Монголии Сергея Будажапова.
Время показало, что аборигенный скот пастбищного содержания экономически выгоден, экологически безопасен и для здоровья полезен, всем людям, не зависимо от национальности, вероисповедания, политических взглядов.
Если овцеводы республики дали бы на восстановление АБКРС 10 рублей раз в год, с каждой овцы в течение трех лет или только чиновники однодневную зарплату, то данный генофонд был бы восстановлен. Но раскошеливаться не хотят. Может, думают как в бурятской поговорке: «Үглѳѳ эдихэ ѳѳхэнһѳѳ, мүнѳѳдэр эдихэ уушхан дээрэ»* или «Намһаал саагуур, наранһаал наагуур»**.
Чтобы устранить угрозу исчезновения АБКРС необходимо поголовье довести до 1000 голов, для чего нужно 12 млн. рублей. После полноценного восстановления генофонда затраты на содержания будут мизерные.
Этим скотом, безусловно, будут пользоваться все. Хороший скот - благосостояние народа. Это понимание все равно когда-нибудь придет, но можем упустить время, и окажется: «близок локоть, а не укусишь».
В Бурятии проживает почти один миллион человек. По расчетам ученых, 10-30% работников аборигенного животноводства свободно могут обеспечить сельскохозяйственной продукцией и хорошей работой все остальное население республики.
Исингинцы восстановили бурятскую лошадь. Кижингинцы восстановили бурятскую овцу. Прозрев, взявшись за ум, всем миром, сообща, «ноён, нохой гэнгүй»*, народным почином можем мы восстановить бурятскую корову!?
- * «Үглѳѳ эдихэ ѳѳхэнһѳѳ, мүнѳѳдэр эдихэ уушхан дээрэ» - лучше синица в руке, чем журавль в небе. Лучше сейчас иметь что-либо, чем надеяться на большее неизвестно когда.
- ** «Намһаал саагуур, наранһаал наагуур» - моя хата с краю.
- *** «ноён, нохой гэнгуй» - не зависимо от ранга.
Фото: из архива Б.Лхасаранова, С.Тарасенко, minkultrb.ru, infpol.ru
В сюжете: БурятиябурятыБурят-Монголиябурят-монголыаборигенная порода КРСБулат Лхасаранов