Мудрой женой родилась Өэлүн. Малых детей своих вот как растила...
Өэлүн, мать Чингисхана
Имя Өэлүн означает «Великая». Монгольские хроники называют её «женой чести, совета, разума и холодной решимости». Во всём её облике сквозило не только мужество, готовность к подвигу, но и женственность, самозабвенная материнская любовь.
Өэлүн отличалась необыкновенной красотой. В те далекие годы монгольские девушки не выбирали себе мужей. Отцы или случай решали их судьбы. Девушек похищали или отбивали силой. Отец Чингисхана, по имени Есүгэй-багатур, вождь родового племени Борджигинов, вёл свою родословную от самой прародительницы монголов Алан-Гоа. Өэлүн же происходила из племени Олхонут. Она была сосватана за Чилүдэ, брата вождя соседнего племени Меркитов. Как сообщает «Сокровенное сказание монголов» (историческая летопись Монголии), Өэлүн любила Чилүдэ, но Есүгэй отнял её силой. В момент похищения Есүгэем она в отчаянии сорвала с себя кофту и кинула ее Чилүде со словами: «Пока ты жив, помни мой запах!»
Поначалу она металась, рыдая от горя и безысходности, но потом смирилась со своей судьбой и стала верной женой Есүгэя. Он занимал высокое положение в племени, а главное — с любовью и заботой относился к ней. Жизнь Өэлүн наладилась и стала спокойной.
Приблизительно в 1162 году у них родился первенец. «Сокровенное сказание» сообщает, что ребёнок появился со сгустком крови в кулаке. Это было истолковано как знак силы. Мальчик был рожден с предназначенной свыше судьбой. Отец назвал сына, по существующим тогда обычаям, именем захваченного в плен врага — Тэмүүжин. Так родился будущий основатель великой Монгольской империи — Чингисхан. После Тэмүүжина один за другим стали рождаться здоровые, крепкие дети: Джочи–Хасар, Хачиун, Тэмүгэ, на девятый год появилась девочка Тэмүүлэн. Өэлүн уверенно держала бразды правления в доме.
Внезапная смерть мужа Өэлүн (его тайно отравили недруги) резко изменила положение семьи. Есүгэй-багатур не успел стать ханом, и его родственники и сподвижники решили взять власть в улусе в свои руки. Өэлүн не собиралась никому отдавать наследственную власть мужа. Она выразила возмущение и стала добиваться большего уважения к себе, как к вдове Есүгэя, и к его детям. Своими речами и действиями Өэлүн как бы нарушала вековые законы степи.
Вдова решительно отстаивала положение своей семьи, пытаясь удержать власть над родом. Но родственники мужа отказались признать её руководящую роль. Все родичи и вассалы покойного Есүгэя покинули родовое стойбище. Тогда Өэлүн в гневе подняла бунчук (знамя) с изображением белого кречета — родового знака Борджигинов — и бросилась в погоню за изменниками. Она сумела вернуть часть людей, но ненадолго.
Этому тяжелейшему периоду жизни Өэлүн, её материнскому подвигу посвящены самые проникновенные страницы «Сокровенного сказания». В нем описывается, как подоткнув юбку и твердо закрепив на голове шапку, женщина благородных кровей с заостренной палкой в руке без отдыха выкапывала корни трав и клубни саранки, собирала дикие плоды с деревьев и кустов по склонам Бурхан-Халдуна. «Дикие лук и чеснок ели сыновья благородной матери, пока не стали правителями». Находясь в суровых условиях, Өэлүн не допускала пессимизма и все время повторяла детям: «Трудолюбивый не может умереть с голода».
«Мудрой женой родилась Өэлүн.
Малых детей своих вот как растила:
Шапочку покрепче приладит,
Поясом платье повыше подберет,
По Онон-реке вниз и вверх пробежит,
По зернышку с черемухи да яблонь-дичков соберет
И день и ночь своих деток пестует».
(«Сокровенное сказание».)
Юный Тэмүүжин совершенно пал бы духом, если бы не мать, которая верила, что её старший сын станет великим воином. Она предсказывала ему высокое предназначение. Не богатство, а происхождение считалось более важным для тогдашнего монгола. Тэмүүжин был божественного происхождения, следовательно, — убеждала его Өэлүн, — он достоин стать ханом, царем царей, как и его братья. Во что бы то ни стало она решила поднять сыновей на недосягаемую высоту, чтобы все предатели и недруги пришли к ним на поклон. Вот такой, наверное, был план матери.
Как отмечает «Сокровенное сказание», Өэлүн воспитывала детей на героическом эпосе. Она рассказывала сыновьям об их великом деде Хабуле, который стал первым вождем, правившим всеми монголами и первым Хо-Лома, принявшим титул хана. Тэмүүжин жадно слушал мать, он старался запомнить все древние сказания. Так, благодаря матери, в мечтах юного Чингисхана возник образ идеального хана — обьединителя монголов.
Тэмүүжин никогда не забывал уроки матери и её огромные заслуги. Даже в зрелые годы он всегда прислушивался к её мнению. Мать была для него святыней.
Прошло несколько лет, дети подросли. Тэмүүжин мужал и становился сильным воином. Одержав первые, пусть незначительные победы, он решил жениться. Когда молодой Тэмүүжин привез в дом свою невесту Бөрте, вместе с ней приехала и тёща, которая преподнесла Өэлүн царский подарок — доху (шубу) из черного соболя. Впоследствии именно эта шуба сыграла решающую роль в быстром возвышении Тэмүүжина. Өэлүн могла бы выгодно обменять эту шубу на целую отару овец и навсегда бы избавила семью от нужды. Но будучи тонким политиком, обладавшим интуицией, Өэлүн решила инвестировать «свалившееся» на неё богатство в политическую карьеру сына. Вряд ли Тэмүүжин в свой «медовый месяц» мог о чём-либо думать, кроме молодой жены. Мать предложила ему при помощи этой шубы «купить» покровительство Тоорил-хана Хэрэитского. Растроганный таким дорогим подарком, Тоорил сказал: «В обмен на соболью шубу я соберу твой разбредшейся народ». Блестящий план матери и сына удался.
Обретя покровительство Тоорил-Хана Тэмүүжин стал его вассалом и получил определенный статус в обществе монголов. Не без помощи Өэлүн среди монгольских племен стремительно стали распространяться слухи, что молодой Тэмүүжин — избранник Небес. Со всех сторон к нему потянулись кочевники. Прибывающие следом за первыми сообщали новые знаки и предзнаменования. Один человек говорил, что слышал, как вол помычал: «Все боги неба и земли за то, чтобы Тэмүүжин был господином всей нации». Трудно представить, как велась предвыборная кампания в те далекие времена в монгольской степи. С уверенностью можно сказать только одно: в те времена, как и сегодня (не важно, при помощи мычания быка или рекламы на телевидении), за каждой кампанией стоит стратег и дальновидный политик. Таким человеком была Өэлүн.
Вот при таких обстоятельствах началось восхождение к власти Тэмүүжина. Мудрая Өэлүн, как всегда, стояла на страже его интересов, пристально следила за окружением, собирала степные новости и слухи и вовремя давала советы. Как и у многих великих политиков и гениальных полководцев, у истоков славы Чингисхана находился верный «серый кардинал» — его мать.
У монгольского народа появился новый вождь — избранник небес, потомок царственного дома монголов, рожденных прямо из чресел прародительницы — Алан Гоа. Сам Чингисхан, благодаря матери, искренне уверовал в свою божественность. Эта вера стала причиной рождения харизмы великого Монгола, которая помогла ему вдохновить соратников и подданных на великие завоевания.
В курене Тэмүүжина, и частично, в курене матери Өэлүн — Эке формируется новое объединение межродового альянса — орда. Наравне с сыном Өэлүн становится влиятельной политической фигурой. Даже когда Тэмүүжин находился в китайском плену, Өэлүн сумела сохранить костяк орды и власть «золотого рода» Борджигинов. Она была центральным ядром ещё небольшого, но уже войска.
Өэлүн сумела создать хорошую систему безопасности, потому что только чувство полной защищенности могло удержать монгольских кочевников под её властью столь длительное время. Мать Чингисхана дала монголам надежду на перемены; народ ей верил и ждал своего вождя. Хотя формально Тэмүүжина замещал брат Джочи-Хасар, вошедший в историю как «хороший стрелок». Реальная же власть была в руках Өэлүн, именно к ней приходили за помощью, советами, разрешением споров и конфликтов. О её мудрости слагали песни уже при жизни.
Мать Чингисхана усыновила и воспитала много сирот — детей вражеских племен. В «Сокровенном сказании» говорится о четырех мальчиках, воспитанных Өэлүн: Кучу из племени Меркитов, Кокочу из племени Тайчиудцев, Шихи-Хутуху из татарских стойбищ и Борхуле из чжуркинских кочевий. Эти воспитанники Өэлүн впоследствии сделались нойонами — высшими военачальниками в войске Чингисхана — и занимали ключевые посты в созданной им империи. Таким образом Өэлүн стала символом гуманизма, стойкости, олицетворением величайших морально-нравственных качеств женщин монгольского народа.
По возвращении из плена Тэмүүжин победил соперников, которые могли претендовать на звание хана монголов, и поставил перед собой великую цель: создание обширной Монгольской державы. Во многом благодаря своей Гениальной Матери, Чингисхан шаг за шагом добился этой цели и сделался политическим и религиозным вождём всего народа. Өэлүн сыграла решающую роль в судьбе великого сына.
Своим примером мать дала уроки мужества Чингисхану. Своею мудростью она помогла ему сделать первые шаги к власти и удержать её в трудные годы. До конца жизни Өэлүн пользовалась огромным влиянием на сына. Только одной матери было позволено указывать на ошибки и учить уму разуму Потрясателя Вселенной.
Она прожила долгую жизнь, увидела триумф Чингисхана в 1206 году. Монголы почитают Өэлүн как святую.
«Наследие Өэлүн» — так называется новая общественная организация — Республиканское женское движение в Бурятии. Цель бурятских матерей — воспитание всесторонне развитых сильных поколений и искоренение социального сиротства.
В Бурятии, в верховьях реки Оронгой находится старинная обоо — буквально «насыпь» — культовое сооружение. По местному преданию, его создал сам Чингисхан в 1212 году на родине предков своей матери. На вершине обоо, выполненной в виде небольшого плато, были установлены молитвенные барабаны — хурдэ. На протяжении веков поклониться матери Великого хана на это сакральное плато приходили представители всех монгольских родов. Паломничество прекратилось в эпоху воинствующего атеизма. В конце 1990-х годов многовековая традиция поклонения возродилась. Буддистские ламы-священнослужители вновь проводят религиозные обряды в этом священном месте.
Источник: proza.ru
В сюжете: мать Чингисханацарицамонголки