Дандар Бадлуев: «Районные землячества устарели… а новый формат стирает границы»
Мнение директора театра «Байкал» о начавшемся процессе этнической консолидации бурятского народа.
В столице Бурятии впервые прошел «Хори буряадай Сагаалган» (Сагаалган хори-бурят), на котором собрались делегаты из девяти районов этнической Бурятии, включая представителей Монголии и Китая (Внутренняя Монголия). В Физкультурно-спортивном комплексе состоялось яркое представление, за которым с интересом наблюдали более двух тысяч человек.
Всеобщее внимание привлек турнир по hэер шаалган (разбиванию хребтовой кости). Одним из лучших в этом состязании стал Цырен-Даши Доржиев, спикер парламента Бурятии. Бадма-Ханда Аюшеева исполнила песню «Наян Наваа» – своеобразный гимн хори-бурят.
По мнению участников мероприятия, праздник удался во многом благодаря программе, подготовленной артистами театра «Байкал», которым руководит заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Республики Бурятия Дандар Бадлуев. Он любезно согласился поделиться своим мнением о прошедшей встрече.
На празднике театр “Байкал” представил на суд зрителей композицию “Хун Шубуун” на тему преданий о лебеди-прародительнице хори-бурят. Как проходила подготовка к мероприятию? Какая идея заложена в основу композиции?
- Прошедшее, как я считаю, историческое для всех бурят мероприятие «Хори буряадай Сагаалган» наш театр «Байкал», (художественный руководитель – Жаргал Жалсанов, кстати, тоже хори) открыл композицией «Хун Шубуун» не случайно. В смысловом выражении это означает, что всё в нашем мире имеет начало. Это очень важный мировоззренческий аспект бытия. Хун шубуун (лебедь-праматерь) по легенде считается прародительницей хори. Следовательно, во все времена она для бурят будет иметь сакральное значение.
Ваше мнение о Сагаалгане хори-бурят. Для чего нужны подобные праздники?
- Идею проведения этого праздника предложил председатель агинского землячества Бато Очиров. Сама концепция мероприятия, на мой взгляд, в настоящий момент актуальна. Ведь не секрет, что буряты из-за обширного ареала проживания сильно разобщены. Следовательно, в культурном плане народ теряет свой код. Это наша общая беда. И вот такой формат объединения народа, исходя из ценностных ориентиров, нам показался очень интересным и правильным. Такая структура объединения стирает границы, и это очень важно.
В дальнейшем, почему бы не провести подобные праздники сонголов, сартулов, булагатов, эхиритов, хонгодоров?
- Это правильный тренд. Для настоящего духовного – а это самое главное – объединения бурят нужно сначала попытаться объединить людей в этих племенных группах. После этого назреет момент, когда нужно будет необходимо создать общебурятскую идею, которая послужит двигателем развития не только для бурят, но и для всех жителей республики. Я с вами абсолютно согласен – надо проводить племенные праздники. Тогда каждый человек будет считать себя причастным к нашей великой культуре и почувствует в ней совершенную силу.
Можно ли в будущем провести по примеру хори, Сагаалган, скажем, для баргузинских бурят?
- Нужно провести встречу эхиритов, поскольку баргузинские буряты принадлежат к племени эхирит, и это будет праздник совершенно другой, более содержательный. Районные землячества устарели, в них сложно привнести смысл, вдохнуть новое содержание. Там не будет такого сильного духа, что я ощущал на «Хори буряадай Сагаалган».
Фото: театр "Байкал"
В сюжете: Бурятиябурятыбурят-монголытеатр "Байкал"хори-бурятыхори-бурятский Сагаалганэхиритыбулагатыхонгодорысонголысартулы