Басан Захаров: калмыки еще скажут свое слово миру
По мнению новоизбранного председателя исполкома недавно созданного Чуулгана – съезда ойрат-калмыцкого народа – не исключено, что Калмыкия, как республика, скоро будет ликвидирована. Дарга поделился с АРД своим мнением о том, какие теперь задачи стоят перед калмыками – частью монгольского мира – и какую роль должен сыграть в этих процессах Чуулган.
Напомним, 12 декабря 2015 года в Элисте прошел Чуулган – съезд ойрат-калмыцкого народа. На съезде присутствовали 222 делегата, собравшиеся со всех районов Республики Калмыкия, а также из Астрахани и Москвы.
Делегаты приняли резолюцию и избрали исполком, которому поручено претворять решения Чуулгана в жизнь. Делегаты также единогласно избрали Даргу – председателя исполкома, им стал председатель Калмыцкой общественной организации «Центр развития современной ойратской культуры «Тенгрин уйдл» (Млечный путь)» Басан Захаров.
Так для чего нужен Чуулган? Какие задачи ставит перед собой и что уже делает? Валерий Бадмаев записал это интервью с Даргой исполкома новой организации специально для АРД.
- Каковы цели проведения Чуулгана – съезда ойрат-калмыцкого народа? Почему вы решили провести Чуулган именно в это время?
- Наша цель ясна и понятна – сохранить нацию и республику.
Дело в том, что калмыцкий народ находится в глубочайшем духовно-культурном кризисе: происходит забвение родного языка и культуры, на улицах очень редко можно услышать калмыцкую речь, ЮНЕСКО включило калмыцкий язык в разряд исчезающих; наши традиции, обычаи, национальные праздники примитивизируются и становятся формальными; серьезный кризис поразил социально-экономическую сферу республики: фактически исчезла перерабатывающая промышленность, в упадке сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых почти полностью перешла в руки федеральных компаний.
По всем рейтингам социально-экономического развития регионов России Калмыкия вот уже лет 20 находится на самых последних местах.
Вследствие развала экономики стремительными темпами происходит вынужденная трудовая миграция, фактически уже четвертая часть населения находится за пределами республики, можно уже говорить, что мы на пороге национального коллапса.
Все указанные тенденции ставят перед калмыками гамлетовский вопрос: быть или не быть?
- Почему так произошло?
- Последние сто лет были особенно тяжелыми для волжских ойратов или калмыков.
С 1918 по 1957 годы было два геноцида: во время Гражданской войны в России было убито примерно до 50% калмыков, потом было несколько периодов голода, в 20-ые и 30-ые годы, в Поволжье и в Калмыкии.
Затем во время Второй мировой войны калмыков сослали в Сибирь, причем распылили по одной-две семьи по всей ее территории, в результате за 30 лет были физически уничтожены ¾ калмыков, т.е. из каждых четверых выжил только один.
Само слово «калмык» было под запретом, его убирали даже из словарей. Ученые говорят, что после таких потерь нации исчезают, т.к. рушатся семейные, социальные, культурные устои и связи. Но всё же калмыки выжили и вернулись на родину. Возродили республику.
Однако культурный геноцид продолжался, обучение в школах с 60-х годов ведется исключительно на русском языке, изучать национальную историю и культуру было запрещено. Даже сегодня нет ни одной школы, класса, где бы обучение проводилось на калмыцком языке, углубленно бы изучалась история и культура калмыков, нет даже учебников. Таковы фактические условия современных российских федеральных образовательных стандартов.
Поэтому наиболее активная часть нашего народа решила провести Чуулган, чтобы был неформальный орган, представляющий наш народ, и ответственный за его развитие.
- Скажите, как власти Калмыкии отнеслись к проведению Чуулгана?
- Если кратко, то очень настороженно. В администрации Главы нам недвусмысленно намекнули, что проведение Чуулгана нежелательно и даже помещения не дадут. Так и было. Чуулган нам пришлось провести в здании бывшего неотапливаемого рынка, на окраине города.
Отношение властей, если принимать современные российские реалии, закономерно. Как правило, во власти находятся люди, далекие от национальных или даже региональных интересов.
Увы, со времен Илюмжинова и по сей день в органах власти происходит отрицательный отбор, социальных лифтов практически нет, поэтому идет массовый отток молодежи в Москву, Петербург, за границу – туда, где их таланты могут быть востребованы. Поэтому наш Чуулган воспринимается как фактор дестабилизации.
Тем не менее, за два дня до Чуулгана мы встретились с главой республики Орловым А.М., и он на словах выразил одобрение.
Понимаете, ситуация в республике настолько тяжелая, особенно в сфере экономики и культуры, что даже власти это не могут не признавать. Однако они хотят теперь перенять у нас инициативу и делегитимизировать – провести Гражданский форум (смеется).
Они одно не могут понять: мы представляем ойрат-калмыцкий народ, и нас беспокоят проблемы и вызовы, которые стоят перед нашим народом, а не перед всеми жителями республики, при всем нашем к ним уважении.
Тем не менее, мы поддерживаем идею Гражданского форума, как еще одной потенциальной площадки, где возможно продолжить диалог с властью, а также еще раз обратить внимание на проблемы сохранения и развития нашей нации.
- Что предусматривает резолюция Чуулгана?
- Условно можно разделить Резолюцию на несколько частей:
1) это политико-правовое положение ойрат-калмыцкого народа.
Согласно Конституции России республики являются государствами в составе РФ, однако Кирсан Илюмжинов в 1994 году, будучи президентом Калмыкии, незаконно отменил Конституцию республики, где также было закреплено данное положение, было принято Степное Уложение, где уже прописали, что Калмыкия просто субъект Федерации.
Мы считаем, что необходимо согласно законодательства вернуть республике статус демократического правового государства в составе РФ.
Мы никакие не сепаратисты, мы просто требуем исполнения Конституции страны. Для калмыков восстановление данного пункта имеет глубокое символическое и политико-правовое значение.
2) Мы требуем, чтобы статус калмыцкого языка как государственного в Республике Калмыкия из бумажного обрел реальное значение, обязать государственных служащих калмыцкой национальности знать калмыцкий язык, сделать обязательными уроки по истории и культуре ойрат-калмыцкого народа.
3) До сих пор не реализован в полной мере федеральный закон о реабилитации репрессированных народов в отношении калмыков. Более того, сегодня в РФ парадоксальная ситуация – компенсацию жертвам политических репрессий возложили на регионы, и теперь Калмыкия сама финансирует эту статью, как будто калмыки сами себя выслали.
Мы считаем, что пора вернуть выплату компенсаций жертвам политических репрессий на федеральный уровень и увеличить размер самих компенсаций до уровня выплат «чернобыльцам» или размера средней пенсии по России.
4) Сегодня недра, наши национальные богатства фактически не принадлежат Калмыкии, ойрат-калмыцкому народу, почти все находится в собственности федеральных кампаний. Получается, что национальные богатства вывозятся без отдачи народу Калмыкии.
Это не справедливо, и мы предлагаем правительству республики выступить с соответствующей инициативой на федеральном уровне.
5) Мы калмыки – монголы. И необходимо делать реальные шаги для сближения наших народов, создавать прочные информационные, культурные связи, проекты на государственном уровне.
Также мы предлагаем создать Всемирный конгресс ойрат-калмыцкого народа, который бы смог объединить ойратов мира.
6) Мы считаем упорный отказ руководства российского государства предоставить въездную визу Его Святейшеству Далай-ламе нарушением гражданских прав и оскорблением религиозных чувств российских буддистов, и требуем от Министерства иностранных дел Российской Федерации предоставить возможность для приезда духовного лидера буддистов в Республику Калмыкия.
- Вы вначале сказали, что хотите сохранить нацию и республику. С нацией все более-менее понятно, а вот с республикой?
- Дело в том, что существует такая тенденция в РФ, называемая «укрупнение регионов». На деле происходит следующее: национальный регион сливают с более крупным русским регионом. Например, наши монгольские братья – буряты – лишились уже двух своих бурятских регионов: Агинского и Усть-Ордынского округов.
Перманентно подобные идеи вбрасываются в СМИ российскими политиками. Недавно сам В.В. Путин сказал, что потенциал укрупнения регионов себя еще не исчерпал, т.е. дал сигнал к подготовке новых «объединений».
В Калмыкии многие республиканские ведомства стали подчинять управлениям в столицах соседних регионов: Ростову, Астрахани, Волгограду, кроме того, все «силовые» ведомства республики в последние годы возглавили «варяги», приезжие.
Позиция федерального центра непонятна: то ли калмыкам не доверяют, то ли считают, что среди калмыков нет достойных людей, то ли готовятся какие-то действия по ликвидации республики.
Возможно, существует какой-то четвертый вариант, мы этого доподлинно не знаем, но тенденция настораживающая.
Калмыкия никогда не была регионом с сепаратистскими настроениями – наоборот, именно калмыки, войдя в состав Российского государства были самыми верными воинами, защитниками государства. Калмыки, как потомки Чингисхана, всегда были верны клятве.
Когда России было тяжело, в самые трудные, переломные моменты истории, в тяжелейшие войны с Османской империей, Речью Посполитой, Швецией и т.д. именно калмыки не раз склоняли чашу победы в сторону русских.
Теперь же, когда самим калмыкам требуется поддержка, начинаются непонятные движения со стороны государства. Нам это не нравится, и мы готовы, используя все правовые нормы, в соответствии с Конституцией России, отстаивать свои права на свою культуру, язык, историю и, конечно, на свою национальную республику.
И мы надеемся, что в случае действительных шагов по ликвидации республики Монголия и монголы выскажут свою моральную поддержку калмыкам.
- Чем продиктована политика федеральных властей по “укрупнению регионов”?
- Насколько я понимаю, есть мнение за кремлевскими стенами, что существование национальных регионов – это потенциальная опасность распада страны. На самом деле, это не так. Если государство не способно удовлетворять интересы и потребности граждан, оно развалится в любом случае.
Например, в 90-е годы были такие сепаратистские тенденции, и они поднимались зачастую самими русскими – одними из первых заговорили о создании отдельных республик именно в русских регионах, были идеи создания Уральской республики, Дальневосточной республики. Причем поднимались эти вопросы не обычными гражданами, а руководителями регионов.
Совсем недавно в Москве проходили огромные митинги, санкционированные властями, под лозунгом «Хватит кормить Кавказ!», т.е. сепаратизм зачастую исходит от самих русских. Во всяком случае, от калмыков таковых сигналов пока не было.
Допустим, федеральная власть ликвидирует республики, но кроме дополнительных очагов напряженности это ни к чему не приведет. И как только ослабнет центр, республики возродятся, но уже, возможно, в виде независимых государств. Лучше ли это будет для России как для государства?
Я, знаете, думаю, что ликвидация Калмыкии будет иметь серьезный негативный резонанс для кавказских республик. На Кавказе помнят, что в прошлые времена основными силами России на юге были калмыки, Калмыцкое (ойратское) ханство было единственным верным союзником русских. И если произойдет еще раз ликвидация калмыцкой государственности, то Северный Кавказ недолго будет в составе РФ.
Но надеюсь, все эти вбросы так и останутся информационным мусором недалеких политиков.
- До этого момента Вы говорили о ситуации в республике, отношении властей. Скажите, какие меры помимо указанных в резолюции необходимы для выправления ситуации?
- Очень интересный вопрос. Дело в том, что поднятые в резолюции вопросы могут решаться годами, а ситуация ухудшается с каждым днем.
Я считаю, что нам нужно качественное национальное просвещение, охватывающее культуру и историю монголов в целом и ойрат-монголов в частности.
Понимаете, почти сто лет назад к власти пришли большевики и в корне изменили всю систему образования калмыков. Вся история ойратов была объявлена «сплошной цепью страданий», этакой беспросветной тьмой, нестоящей внимания; вся духовная, культурная, интеллектуальная элита была репрессирована; все хурулы и ламы ликвидированы. И почти сто лет калмыки изучали все, что угодно, но не собственную культуру и историю.
Наложите на систему образования репрессии, ссылку в Сибирь – и вы получите сегодняшнюю ситуацию.
Слава Вечному Синему Небу, начались контакты с Монголией, с синцзянскими ойратами, их пока не так много, но они влияют на развитие нашей культуры, самосознания, а то ведь уже бытовало мнение, что мы калмыки – не монголы. Представляете? Теперь, конечно, так уже никто не говорит.
А скольких трудов нам стоило возродить наше исконное имя «ойраты», ведь до сих пор некоторые ученые повторяют советские штампы, что ойраты – это наши предки.
То есть, первое – это становление национального просвещения.
Я, кстати, сейчас занимаюсь одним таким проектом, называется «Уникальная Калмыкия». Смысл в том, чтобы в рамках одной книги объединить уникальные факты о нашей истории и культуре, этнической философии, которая по глубине, как минимум, не уступает буддизму или конфуцианству.
Кроме того, сделать специализированный сайт и выставку современного искусства. И, может быть, привезти ее в Монголию.
Знания истории и культуры формируют гордость у подрастающего поколения, желание также оставить след в истории, чтобы и будущие поколения гордились современниками. У калмыков сохранился сильный дух, характер, но именно знания могут сформировать коллективный настрой на позитивные свершения. Я уверен, что мы, как нация, еще скажем свое слово миру.
Нам нужно формировать информационную среду. Так получилось, что республика осталась без собственного информационного пространства. Нет ни одного республиканского СМИ, охватывающего всю республику, официальные газеты мало кто читает, тиражи там мизерные, радио своего нет, телевидение вещает несколько минут в сутки и то только на половине территории Калмыкии.
Наша задача – создать информационное пространство. Думаем, это должно быть национальное FM-радио, вещающее на территории всей республики с собственной телестудией.
Задач очень много, ставки высоки, но сдаваться мы не собираемся.
- Что Вы хотели бы сказать монголам Монголии?
- Монголия – это древняя прародина наших предков, и сегодня это единственное монгольское государство в мире. Мы надеемся, что Монголия станет духовной, культурной метрополией для монголов мира. Мы нуждаемся в этом. Мы хотим сохранить нашу монгольскую идентичность. И мы сможем это сделать только с вами.
Мы всегда радуемся вашим успехам и переживаем о неудачах. Мы и вы – одно целое, ахнр-дүүнр. Ваш президент – это и наш президент.
Желаю процветания Монгольскому государству, а всем монголам – счастья, здоровья. И пусть Вечное Синее Небо всегда сопутствует всем монголам во всех благих начинаниях.
Справка
Захаров Басан Александрович, родился 29 июня 1972 года в Элисте. В 1994 году окончил Калмыцкий государственный университет по специальности "история". с 1996 по 1999 годы возглавлял Союз молодежи Калмыкии. В 2004-2005 годах был Первым заместителем Министра по делам молодежи, туризму и спорту РК, потом занимался научной и просветительской деятельностью. В 2010 году был избран председателем Центра развития современной ойратской культуры "Тенгрин уйдл". 12 декабря 2015 года избран председателем (даргой) Чуулгана – съезда ойрат-калмыцкого народа.