Сарантуяа: «Хочу снять в Бурятии клип на бурятском языке»
В Монголии ее нарекли певицей века и называют «Хатан дуучин». Она звезда номер один монгольской эстрады. Несмотря на свой высокий статус, привыкла все делать сама: от творчества и шоу-бизнеса до обычных домашних хлопот. Она приветлива и открыта. С первых минут общения поддаешься ее обаянию и с уважением понимаешь ее глубокие духовные взгляды.
Батмунхийн Сарантуяа уже давно доказала, что заслужила звездный статус талантливой артистки не только в Монголии, но и во всем азиатском мире. Начав карьеру певицы в 1980-х годах, она пережила много трудных моментов. Однако препятствия ее только закалили и придали еще большую огранку ее таланту. Она и сейчас продолжает занимать одно из лидирующих мест на эстраде монголоязычных народов и по праву именуется «королевой музыки».
- В самом начале вашей музыкальной карьеры Вам не удалось окончить ВУЗ, что тогда произошло?
- Первоначально я училась в сельхозинституте, но на 3 курсе, поскольку уже начала заниматься эстрадой, в 1991 году решила перевестись в институт искусств. В течение двух лет выступала в ансамбле «Голубое небо» и мы часто гастролировали по странам Азии. В июле 1994 года я выступила с первым сольным концертом. Затем в 1995-м выпустила первый компакт-диск. Из-за которого, собственно, меня и отчислили (улыбается).
- Как это произошло?
- Тогда я записывала альбом в Сингапуре, и надо было решать, что важнее - диплом или альбом. Правда, я не думала, что меня так быстро отчислят из института, тем более, что с успеваемостью у меня все было хорошо. Видно не без помощи чьей-то… Но я смогла все это принять, пройти и со временем простить. Зависть - удел людей слабых. Я считаю, что надо учиться у сильных, даже если они твои соперники, но завидовать - глупо. Кстати, позже, в 1999 году, мне вручили диплом почетного выпускника сельскохозяйственного университета.
- Расскажите, как развивалась ваша карьера?
- На нашем первом концерте мы продали билеты вместе с дисками, за 10 долларов, и за один вечер выручили 15 тысяч долларов. Потом записывались в Германии, затем снова в Сингапуре. В 2002 году - в Москве. С 2004 года стали записываться только в Монголии. В 2012 году записали новый альбом «Подарок любви». Сейчас планируем выпустить еще два альбома, но времени сидеть в студии физически просто не хватает. Отдохнуть успеваю, максимум, вырвавшись на три дня в родное село, попить кумыс.
- Сколько сейчас стоят билеты на Ваше выступление?
- В 2012 году средняя стоимость билета была 50 долларов. Я стараюсь не ставить высокие цены, чтоб была доступность для любого зрителя. В этом плане хорошо помогают спонсоры. Кроме того, выступления не единственный мой источник дохода. Я занимаюсь промоушеном, снимаюсь в рекламных роликах. Восемь лет я была лицом одного из крупнейших банков Монголии.
- С какими проблемами приходится сталкиваться при продаже альбомов? Сейчас ведь компакт-диски уже неактуальны.
- Многие артисты жалуются, почему я родился в Монголии, а не, к примеру, в Новом Орлеане. Да, здесь небольшой потребительский рынок, всего 2,5 миллиона человек. Тем более, сейчас альбомы плохо расходятся, так как большинство поклонников предпочитают слушать музыку в Интернете. Но мы планируем заняться этим направлением вплотную - чтобы люди скачивали за определенную плату наши песни и следить за соблюдением авторских прав наших исполнителей. У меня в этом есть опыт. Компании, с которыми я сотрудничаю, занимаются такими вопросами еще с середины 90-х годов. Тогда им приходилось совместно с экономической полицией проводить рейды на рынках и изымать пиратскую продукцию. Например, сейчас компании, занимающиеся контентом для мобильных телефонов, оплачивают за рингтоны.
- Вы были у истоков монгольского шоу-бизнеса. Какие на Ваш взгляд произошли перемены?
- В 1994 году я была инициатором создания и вручения национальной премии в области поп и рок-музыки «Пентатоник». По моему, тогда в России еще не было даже аналогичной премии «Овация». С группой единомышленников решили - сделаем свое монгольское «Грэмми». Потом, правда, «Пентатоник» угас. Но рывок в монгольском музыкальном мире был сделан мощный. Потом мы проложили дорогу в студии звукозаписи Сингапура. Наши артисты стали записываться за границей и там же выступать. Постепенно за рубежом стали работать монгольские аранжировщики, многие из которых, набравшись опыта, вернулись на родину. Тогда, в начале 90-х, на мой взгляд, и произошла настоящая реформа поп и рок-музыки. Хотя до сих пор она остается сиротливой, без должной поддержки со стороны государства.
- То есть шоу-бизнес в такой поддержке нуждается?
- Скажем, чтобы хотя бы не мешали. Раньше, например, проводились перед выборами различные музыкальные шоу в поддержку тех или иных политиков, а теперь почему-то их запретили. Хорошо, хоть нет идеологического контроля: никто не следит, что ты поешь, во что ты одет.
- Сейчас в Монголии стало много молодых артистов, музыкальных групп, ощущаете конкуренцию?
- Началась эра «дешевых» певцов, но молодых и талантливых. Они берут недорого за свои выступления, и мэтрам монгольского шоу-бизнеса нелегко с ними конкурировать. Поэтому тоже приходится много работать, чтобы быть на плаву. Причем, страна небольшая, и найти истинный талант тоже довольно сложно. Недавно смотрела «Voice of Chinа» на CCTV (аналог передачи «Голос» на Первом канале), естественно, им среди полутора миллиардов человек есть из кого выбирать. Я стараюсь помогать молодым, но их надо учить, прежде всего, учить работать. Иначе, они от первого успеха, денег, подхватывают «звездную болезнь».
- Как Вам удается совмещать разные виды своей деятельности?
- К сожалению, у меня сейчас нет агента, который бы занимался моим рабочим графиком, поэтому приходится самой себя контролировать и направлять. Несколько месяцев со мной работала секретарь. Однако в этом есть тоже определенные минусы. С таким помощником нужно жить практически одной жизнью, он будет владеть всей информацией о тебе. А ведь такое сотрудничество - это вопрос большого доверия друг другу. И, к сожалению, надо признать, подобрать такого человека нелегко. Так что самого лучшего секретаря лучше держать в своей голове. Поэтому справляюсь сама.
- Ваши кумиры среди звезд мировой музыки?
- В первую очередь, Оливия Ньютон-Джон, Уитни Хьюстон, Барбара Стрейзанд, Анни Леннокс. Я часто слушаю канадского исполнителя Брайан Адамса. В 1996 году я была на концерте Майкла Джексона. Тогда у него был трудный период, но это было великолепное шоу. Я была начинающей певицей, и мне было больно, что публика не совсем радушно восприняла его выступление. Видимо, из-за тех скандалов, что были у Джексона в 90-х. Я тогда оставила мысль поступать в Беркли, хотя очень хотела. Из-за того, что почувствовала, что мир преобразился, люди стали видеть только плохое, не замечая хорошего. Все перевернулось - хорошее стало плохим, плохое -хорошим.
- Вы пели в разных странах, монгольский зритель отличается?
- Наш зритель очень вежливый. У нас нет докучливых фанатов, которые пишут каждый день, звонят по ночам. Люди у нас спокойные, и уважают артиста. Никто не бросается на улице, держат эмоции при себе. Если просят автограф, или сфотографироваться, я почти никогда не отказываю. Бывают, конечно, случаи, когда подходят, просят пообщаться, а я занята. Приходится вежливо предложить - в другой раз, Улан-Батор город маленький, еще увидимся. И люди, спасибо им, с пониманием относятся.
- Ваши родители имели отношение к музыке?
- Папа мой – коренной монгол, окончил политехнический институт, а мама, якутка, работала на родине в колхозе, была там лучшей дояркой, но решила получить высшее образование. Она окончила институт иностранных языков в Иркутске, где тогда учился и папа, в этом городе они познакомились. В 1966 году они сыграли студенческую свадьбу, и на следующий год переехали в Улан-Батор. Папа работал инженером, мама учителем. У отца был хороший голос, но он не умел играть на инструментах. Ему аккомпанировала тетя на гитаре, и они вместе давали семейные концерты. А мама пела якутские песни, которые я от нее переняла. В будущем, я планирую спеть несколько песен на бурятском языке, и снять клип, именно в Бурятии.
- Сколько у Вас детей, занимаются ли они музыкой?
- У меня двое детей, и на попечении дочь младшего брата. Старшему сыну 16 лет, дочке 7 и приемной дочери скоро 13. Между собой они очень дружны. Я рада, что у нас есть приемная дочь, она служит связующим звеном родным детям, у которых между собой большая разница в возрасте. У меня на даче есть звуковое оборудование: они втроем сами им управляют, ставят фонограммы, поют и записывают свои первые пробы. Перед гостями могут показать настоящий концерт. Поют, естественно, преимущественно молодежный репертуар - Селену Гомес, Джастина Бибера, молодых монгольских исполнителей.
- Как они относятся к тому, что их мама очень занятой человек?
- Им нравится мое творчество. Хотя, надо признать, мне кажется, что сыну меня не хватало, когда он был еще маленький. Я много лет провела вне дома, и почти восемь лет он прожил не со мной. Не хочется, чтобы это повторилось с моими дочерьми. Поэтому я стараюсь уделять им больше времени. Для меня время, проведенное с детьми - самая большая награда. Они моя лучшая отдушина. Если бы у меня спросили, какое ваше последнее желание перед смертью, я бы ответила – обнять своих детей. Можно любить разных людей, но любить своих детей и родителей - это навсегда. Они растут, и для меня они уже не просто дети, но и друзья. Порой даже нет надобности общаться с кем-то еще, достаточно общения с семьей.
- Вы любите готовить, а какие у вас любимые блюда?
- Если надо, для кулинарного телешоу я могу запечь и утку в духовке. Люблю готовить рыбу. Сейчас мое любимое блюдо – паста с моллюсками. Иногда привожу мидии с Сеула, хотя это и не монгольская еда. Традиционные блюда тоже готовлю. Но я не люблю мясо в большом количестве, предпочитаю костный мозг, потроха, слегка обжаренную печень.
Борщ, скажем, варю из косточек без мяса. Буузы предпочитаю с капустой и мясом.
- Одно из ваших увлечений - это путешествия?
- В январе собираюсь в Танзанию и Мозамбик, посмотреть на гору Килиманджаро, действительно ли она такая красивая. Есть у меня некая «горомания». Как-то я ездила в Японии на Фудзияму. Поскольку прибыли поздно вечером, чтобы рассмотреть всю красоту ее, остались на ночлег. Я попросила, чтобы меня разбудили пораньше, так как очень хорошо ее видно только на рассвете. Но меня будить не стали, пожалели, сказав, что так крепко и хорошо спала. Я обиделась. Гора уже была затянута вся туманом. И все же я собралась побрызгать молоком, хотя даже не знала, в какую сторону, ничего не было видно. Я уже было собралась идти обратно, и тут туман на глазах рассеялся. Такие вот чудеса.
- Вы были в Калмыкии?
- К сожалению, пока нет, но думаю, рано или поздно обязательно посещу. Я слышала, что калмыцкие девушки очень красивые. И что там очень развит буддизм и находится самый большой буддийский храм в Европе. Знакома с певцом и композитором Аркадием Манджиевым, он приезжал в Монголию в 90-х годах. Очень талантливый музыкант, у него красивые песни и многие композиторы в Монголии ориентировались на его творчество.
- Как Вы относитесь к религии?
- Я верю в то, что есть жизнь на небесах. В этой жизни на земле мы всего лишь гости. Поэтому надо сеять хорошие зерна, ведь что посеешь, то и пожнешь. Жить надо во имя чести, любви, своих родителей, детей, своего достоинства. Эта вера в моей душе. Я не особо слежу за ритуалами, не думаю, в какой день мне подстричься. Хотя стараюсь не отправляться в дорогу по вторникам, а в четверг выносить мусор (улыбается).
- На сцене артиста всегда окружает энергетика, Вы ее ощущаете?
- Конечно! Иногда бывает, что стоит стена между зрителем и артистом. И тогда надо ее как бы «пробить». Только тогда идет некий поток, обмен энергией. Люблю петь на открытом воздухе, в местах с хорошей энергетикой. Я знаю, что это нравится духам местности. Они не могут войти в концертный зал, где духота, шум. А когда поешь на просторе, то чувствуешь, что твои зрители не только люди.
- Правда, что Вам снятся вещие сны?
- У меня есть знакомая шаманка, мы с ней познакомились в 2005 году. Я рассказываю ей свои сны. Я люблю говорить о них, и она мне их растолковывает, правда не всегда охотно. В молодости мне снилось, что я выступала в цирке то со львом, то с тигром. Однажды мне приснилось, что мы держим в доме льва. Он сидит возле дома на цепи, как собака. Мама его кормит, а я возмущаюсь – это же дикий зверь, вдруг он нападет на кого-нибудь. Или вот пример, был как-то случай на реке Сэлэнгэ. Под нашими машинами провалился лед. Мне приснился белый дворец, и что река берет нас в свои руки. А мы тогда поехали на гастроли, это было в 2011 году. До этого я подарила Селенге кольцо, видимо, это был некий задаток за наше спасение. У великих гор, озер, рек есть свои духи, и я с ними дружу. Я не шаманка, но люблю говорить с духами воды, местности и дарить в подарок драгоценности, кольца.
- А когда вы в первый раз подарили кольцо?
- Это было в 1993 году, на Байкале. К сожалению, с ним я особо не общалась. Но понятно, что его дух – это седой старец. А озеро Хубсугул – как пожилая женщина, мать. Ей понравился мой подарок, и за один день дважды я видела великолепную радугу над Хубсугулом. Когда я пою под открытым небом, часто проходит дождь и появляется радуга.
- Спасибо за интервью, надеемся, что скоро Вы снова посетите Бурятию и увидите Байкал!
Справка
Батмунхийн Сарантуяа - обладатель титула «Главная певица XX века», заслуженная артистка Монголии. Родилась 20 апреля 1970 года в Улан-Баторе в монголо-якутской семье. Её мать, Татьяна Михайлова, родом из села Мытах Горного улуса, после окончания Иркутского института переехала в МНР. Петь Сарантуяа начала ещё в детстве, причём сначала только на русском языке. С конца 1980-х годов занимает одно из лидирующих мест на монгольской эстраде. Обладательница гран-при международного конкурса «Голос Азии».
В сюжете: Сарантуяа