Девушка из Внутренней Монголии защитила докторскую в Оксфорде
Докторская диссертация Сансреймы Үжээд была посвящена энциклопедии халхасского Зая-Пандита Лувсанпринлая.
Первый халхасский хутухту Зая-Пандита Лувсанпринлай был не только религиозным деятелем. Он был великим учёным и исследователем. Зая-Пандита Лувсанпринлай родился в 1642 году в местечке под назвынием Мухар Хужирт, сейчас это территория Архангай аймака. Согласно местной легенде, он был сыном крайне бедного пастуха. Другие исторические свидетельства, однако, утверждают, что он был сыном Цэсжава Хөндлөна, сына дворянина Түмэнхана Саина Нойона. Если это так, то он, согласно письменным источникам, мог быть членом так называемого “Алтан урага” (Золотой клан) самого Чингисхана или просто чингизидом. Каким бы ни было его происхождение, вскоре стало очевидно, что он был чрезвычайно одаренным ребенком. Согласно легенде, местные ламы признали его в возрасте трех лет хувилгааном или реинкарнацией, хотя прошло много лет, прежде чем он был признан Зая Пандитой. Согласно письменным источникам, в возрасте трех лет он также получил свои предварительные распоряжения от ламы, известного как Лодойжамц Хутагт, который учился в Тибете. В возрасте пяти лет Лувсанпринлай учился читать и писать на тибетском и монгольском языках, а также писал стихи, занимался живописью и скульптурой.
В 1660 году, когда ему было восемнадцать лет, Лувсанпринлай, наконец, отправился на Тибет, где он оставался в течение следующих девятнадцати лет.
По возвращении в Монголию, Лувсанперинлай, ныне Зая Пандита, был возведен на престол как глава монастыря Заяын Хүрээ, в которому к тому времени было пять храмов и 200 монахов.
Зая Пандита был плодовитым писателем. В возрасте семнадцати лет он написал книгу под названием “Богдын Залбирал” («Молитва Богда»), и еще одну книгу он написал, когда был в Тибете.
Он продолжал писать множество других работ, в том числе лаконичные тексты и молитвы местным божествам нескольких выдающихся гор, в том числе Отгонтэнгэра (в настоящее время Завхан Аймаг). Возможно, его самой известной работой было “Ясное зеркало”. По сообщениям, он начал “Ясное зеркало” в 1682 году, живя в Заяын Хүрээ. Он продолжал работать над ним в Долоннууре во время изгнания и не закончил его до 1702 года, после того как вернулся в Заяын Хүрээ.
Он писал на тибетском языке, но затем его ученик Вро Рабжамба Гунгаажамц посвятил свою жизнь тому, чтобы перевести работы своего учителя на монгольский язык и переписать их с использованием монгольской национальной письменности.
Чудесная энциклопедия “Санъиг” или “Тодорхой толь” (“Ясное зеркало”), написанная Зая-Пандитой Лувсанпринлаем, - ценный памятник монгольской исторической литературы на тибетском языке. Эта энциклопедия состоит из полных 4-х томов.
На днях жительница Жирим аймака Внутренней Монголии, работающая в Оксфордском университете, защитила докторскую диссертацию, посвященную данной энциклопедии, написанной халхасским хутухтом.
Эта энциклопедия считается самым ценным научным трудом монгольского учёного в западном мире науки. Нового доктора наук Внутренней Монголии зовут Сансрейма Үжээд. Это показывает, что Первый халхасский хутухту Зая-Пандита Лувсанпринлай был человеком мира.
Сансрейма Үжээд написала на своем инстаграмм: “This concludes the DPhil Thesis. Big baby in two volumes nurtured and delivered @ Examination Schools, University of Oxford”-“Это завершает работу DPhil Thesis. Большое двухтомное дитя создано и выпущено в мир@ Экзаменационные школы, Оксфордский университет”.