Как художник из России отправился автостопом заработать в Монголии
Культура прокладывает дорогу бизнесу, считает известный художник и первый миллионер Улан-Удэ Владимир Дашиев.
Владимир Дашиев – лицо, можно сказать, медийное, и в особом представлении не нуждается. Российская пресса уже давно окрестила его «современным алхимиком в искусстве». СМИ любят его за редкую открытость, яркую личность и неугомонное новаторство. Даже авантюризм.
Он создает впечатление человека, находящегося в постоянном и радостном движении – всегда затевает что-то неординарное, несмотря на то, что сейчас известному художнику за 60.
Возможно, все это – проявления той самой предпринимательской жилки, которая в свое время позволила Владимиру Дашиеву стать первым в Улан-Удэ официальным миллионером. Как он рассказывал ранее, в «лихие 90-е» каким только бизнесом не занимался.
Это были и фондовый рынок, и фермерское хозяйство на Байкале, и торговля китайским ширпотребом. Он был крупным бизнесменом, с уст которого легко слетали такие фамилии, как Березовский, Мавроди, Гусинский, которые тогда были только начинающими.
Алхимик-передвижник
А потом, в конце 90-х, бизнесмен вдруг с головой ушел в творчество. И в искусстве тоже стал успешным. Работа художника, предполагающая и стояние подолгу у станка, тем не менее, не помешала Владимиру Дамдиновичу оставаться все таким же мобильным. Он объездил почти все крупные города России с передвижными выставками. Стал известен как художник-постмодернист, основатель арт-группы «Sибирsкий поsтмодерн».
Не чужды мастеру были также абстракционизм и даже анимализм. Графика, акварельная живопись, скульптура. Он оставался новатором во всем, используя оригинальные формы презентации своих работ. Нередко он устраивал вернисажи прямо на улицах. А в 2009 году, к примеру, устроил выставку в форме автопробега.
Это была его персональная передвижная выставка по 14 городам России: Иркутск, Братск, Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Омск, Курган, Челябинск, Уфа, Самара, Казань, Нижний Новгород, Рязань, Москва. Целью этого масштабного культурного предприятия, как заявлял Дашиев, было привлечение внимания к творческому потенциалу России, сплочению народов в кризисный период, инновационный бизнес через абстрактное искусство.
Девять лет назад он уехал из республики. В прошлом году СМИ сообщили, что Дашиев обосновался на Черном море, решив осесть там после путешествия по Европе. Но теперь он неожиданно вновь объявился в родной Бурятии. И не просто так.
Теперь его путь лежал на восток. Внутреннее чутье предпринимателя подсказало художнику перспективное направление – искусство потребовало новых горизонтов и завоеваний.
Только в этом году Владимир Дашиев со своими выставками дважды побывал в Китае – это были Шэнэхэн, во Внутренней Монголии, и Манчжурия.
А на днях он вернулся из Монголии. И, как выяснилось, дух авантюризма бывшего миллионера не покинул. В сопредельную братскую страну художник отправился автостопом. Удивительно, но при таком способе передвижения через границу, налегке, в Улан-Баторе удалось продать все представленные им работы. С собой он взял только папку А2-го формата, куда уместилось чуть более трех десятков постеров – репродукции графических работ.
Монголы забыли “маргааш”
- Рано утром, в конце сентября, я сел в маршрутку из Улан-Удэ и доехал до Иволги. Прошел полтора километра до трассы. А там уже меня подобрали. Уже вечером был на месте, - начал рассказ о своем приключении странник по жизни.
По его признанию, просто вдруг захотелось «встряхнуться» – пообщаться с новыми людьми, почувствовать себя в гуще событий. Автостоп, как посчитал Владимир, для этого подходит наилучшим образом. Творческим людям свойственно… Да и сэкономить пенсионеру не худо бы!
Через КПП на автомобиле его провез дружелюбный монгол, которого Владимир повстречал уже у самой границы. В Улан-Баторе заселился в хостел, где теперь гордятся, что принимали у себя известного художника.
Друзья из соцсетей, работающие в Монголии, помогли организовать экспозицию на ярмарке российских товаров в рамках месячника российско-монгольской дружбы. Она проходила в замечательно оборудованном современном выставочном центре «Мишель Экспо». Так в начале октября Улан-Батор увидел новые работы Дашиева.
А Дашиев увидел новый Улан-Батор. Как он признался позже, был просто поражен тем, как столица Монголии изменилась за годы, прошедшие после распада СССР. В прошлый раз он был здесь именно в то кризисное время.
- Мне понравилось, что на улицах у них стало очень много молодежи. Это ведь говорит о том, что в стране идет экономический рост. А еще заметил, что дети свободно ходят без родителей. Значит, люди здесь чувствуют себя свободно и в безопасности, - поделился впечатлениями Владимир Дамдинович.
Автостопом же съездил к знаменитой гигантской конной статуе Чингисхана. Был потрясен и как скульптор.
Как убежденному стороннику стрит-арта особое удовольствие ему доставило общение с посетителями и его уличной экспозиции. Это наилучший способ стать ближе к поклонникам искусства, считает мастер. А еще Владимир успел «замутить» в Улан-Баторе некую акцию совместно с музыкантом из Украины.
- Все изменилось в Улан-Баторе. Монголы уже забыли такую «национальную традицию» как «маргааш» («завтра» – монг., прим. ред.). Раньше многие иностранцы отмечали, что монголам свойственно откладывать дела на потом, делать всё не торопясь, не соблюдая сроки. Теперь этого нет совсем, - с одобрением говорит бывший бизнесмен и нынешний художник.
Словом, поездка в новую Монголию удалась. Зрители приняли картины Дашиева на ура. Привез много фото, свидетельствующих об этом. Успел и там, на месте, написать работу в цвете – и сразу же её купили. Культурный обмен и маленький частный бизнес состоялись. Но и некоторая неудовлетворенность осталась.
Искусство и деньги
И связана она с положением бурятского искусства и арт-бизнеса в целом, а точнее – с политикой государства в сфере культуры. И с отношением к этому общества. Художник считает, что тот экономический потенциал, который несут в себе искусство и культура, уже слишком долго остается у нас неоцененным по достоинству. А в том, что этот потенциал вполне успешно работает, Владимир Дашиев вновь убедился на собственном опыте.
- Жаль, у нас не понимают, что именно визуальное искусство лучше всего продвигает культуру народа или имидж страны на международном уровне. Лучше, чем какой-либо «официоз». Искусство открывает границы для взаимовыгодного сотрудничества и торговли, - замечает он, - Я ведь единственный на этой ярмарке в Монголии представлял российское искусство. И тем, в числе прочего, был интересен публике.
В завершение беседы мастер высказал пожелание, чтобы и в нашей республике люди поскорее «доросли» до этого понимания.
- Сначала приходит искусство, а уже после – бизнес, - заключил Владимир Дашиев.
Телеинтервью с “гражданином мира” Владимиром Дашиевым, 2016 год, по возвращению из путешествия по Европе:
Справка
Дашиев Владимир Дамдинович – художник, член «Международного Художественного Фонда» Московского объединения художников «Живопись. Графика, Скульптура», лидер арт-группы «Sибирsкий поsтмодерн». Как отмечают искусствоведы, для работ художника характерны буддийские и шаманские мотивы энергетического видения пространства и космоса. Выставки художника неоднократно проходили как в столице Бурятии, так и в Москве, Иркутске, других городах России, а также в Китае и в г. Улан-Батор (Монголия), и неизменно пользовались популярностью. Владимир Дашиев о себе: «Новое для меня – философский камень искомого коммерческого успеха и не менее вожделенной самореализации как художника. Метод получения нового – это смещение всего, вплоть до полной утраты прежнего смысла. Это смешение образов, красок и материалов, символов, традиций и идей. Бурят, говорящий по-русски и думающий как француз. Смешать смыслы и создать что-то новое, скажем, смешать буддизм и шаманизм и создать что-то третье. Это же интересно».
Фото: Фото из архива Владимира Дашиева.
В сюжете: Владимир Дашиевискусствобурятское искусствохудожникхудожники Бурятииавтостопвыставка в Монголииярмарка