Г.Мягмарсүрэн: Президент Ц.Элбэгдорж попросил сохранить эти чашки для него
Традиция монгольского ювелирного дела очень богата и многогранна, в ней присутствуют все способы, известные ювелирам во всем мире.
Одним из самых трудных видов ювелирного дела во всем мире признают филигрань.
Филигрань – это ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или другой драгоценной металлической проволоки. Эта техника требует большого мастерства, на создание одной работы у ювелира уходит очень много времени, поэтому не каждый мастер берется за филигрань.
Г.Мягмарсүрэн является одним из немногих признанных в Монголии ювелиров, владеющим этим видом ювелирного мастерства. В результате многолетнего кропотливого труда Г.Мягмарсүрэн достиг международного признания и основал свою компанию “Нүүдэлчний соёл” /Кочевая культура – ред./. Фанаты эксклюзивного мастерства Г.Мягмарсүрэна признаются, что он смастерил ювелирные украшения многим известным людям не только в Монголии, но и за ее пределами.
В мастерской талантливого, но очень скромного ювелира, мы побеседовали с ним о его творчестве.
Говорят, что не каждый ювелир занимается филигранью. А почему вы используете эту технику в своих работах?
Я считаю, что человек достигнет желаемого успеха, если овладеет одной техникой в совершенстве и будет заниматься исключительноею. Когда я начал учиться ювелирному делу, почему-то выбрал филигрань - самую трудную технику. С тех пор делаю свои работы именно в этой технике и стараюсь ее совершенствовать. Наряду с этим я коллекционирую антикварные и древние монгольские ювелирные изделия в этом стиле. Они мне дают силю и открывают новые грани. Можно сказать, что эти замечательные творения монгольских ювелиров – мои учителя. Я стремлюсь достичь еще более высокого уровня в этой технике и сформировать свой стиль в этом направлении.
Работа ювелира – это не только пайка или литьё. Часто приходится шить, рисовать, полировать и т.д. Иногда нужно обрабатывать и ламинировать дерево, в этом случае становлюсь столяром. Чтобы украсить свою работу драгоценными камнями, нужно овладеть методами закрепки и огранки камней. То есть, получается, за одним творением ювелира стоит целый комплекс умений.
С каких пор вы начали заниматься ювелирным делом?
В 1994 году я был демобилизован из армии. За два года, что я служил в армии, в стране все перевернулось с ног на голову /переход в демократический строй в Монголии – ред./. Я был немного в шоке от преобразований и переходак рыночной экономике, “с задержкой” понимал, что происходит с стране /смеется - авт/.
С 1996 года я начал помогать своему старшему брату в ювелирной мастерской и зарабатывать. С тех пор и дружу с молотком и шпераком ювелира. У брата я работал помощником в течение 4-5 лет, занимался в основном заготовкой материалов. Чаще он поручал мне срочные, неотложные задания по полировке, чеканке или шлифовке. Эта работа дала мне бесценный опыт. Тогда мы делали в основном маленькие сережки и кольца, которые изготавливали исключительно методом филиграни. Мы приносили их в ювелирные магазины на улице “Урт Цагаан”, где наши изделия быстро распродавались. Изделия, которые я делал в то время, сейчас мне кажутся “сырыми”. Но в целом, я и сейчас не удовлетворен своими работами на все 100%. Это мой ключ саморазвития, наверное.
Ваша мастерская очень уютная и комфортная. Как долго вы работаете здесь?
Спасибо. Уже прошло несколько месяцев, как обустроили эту мастерскую. Раньше я работал у себя дома, все инструменты хранил в маленьком шкафу. Меня как-то устраивало. Когда обустроили специальную мастерскую здесь, мой шкаф, наверное оказался, еще меньше. Моя женя купила мне этот современный специальный стол для ювелира. Действительно, очень удобно работать. Когда все на месте и порядок в мастерской, скорость работы увеличивается. Если ранее я копался в маленком шкафу несколько минут, ища крохотный инструмент, сейчас все под рукой. Чем сложнее изделие, тем больше инструментов требуется. Например, когда работаешь над изделием совставками из камней, нужно обработать камень, он нуждается в огранке и полировке. Тут легче будет, если инструменты отдельно хранятся для камня или металла. Традиция монгольского ювелирного дела уникальна и специфична тем, что все создается вручную. Но в современности, я считаю, правильно будет использовать современную технологию для полировки или шлифовки, а остальные работы, изысканные и эклюзивные детали - должны выполняться вручную.
Серебрянные чашки в вашей мастерской действительно вызывает вострог. С момента, как я зашла сюда, не могу оторвать взгляд от них. Раньше я и не видела такие чашки со столькими вставками. Сколько времени вы потратили на их создание?
Иногда бывает, что руки чешутся, т.е. как говорят, муза приходит. Именно в такой момент я сел и нарисовал дизайн этих чашек. Серебряные чашки являются особым видом посуды и гордостью монгольских народов. В Монголии в каждом доме есть серебрянная чаша, некоторые используют ее в ежедневном быту, ибо она полезна для здоровья, другие просто хранят символично. Мне пришло в голову смастерить такую изысканную серебрянную чашу, которая давала бы душевное наслаждение тому, кто держит ее в руках. Долго думал и в конце нарисовал сложный эскиз, которому и следовал в работе над этими чашками. В одной только чашке закреплено 239 каменных вставок. Приходилось работать над каждым камушком. Сложная работа. Только на заготовки вставок потратил два месяца. За один год закончил три таких чашки. Сейчас бы я сделал их за менее краткий срок, и ибо у меня уже есть опыт, но я больше не буду делать такую же работу. Я работал над каждым камнем этих чашек, люблю их и хочу, чтобы они остались эксклюзивными.
Если будут достойные предложения, вы готовы продать эти чашки?
Эти чашки время от времени становятся экспонатами на различных выставках в Монголии и в других странах. Часто спрашивают “Сколько стоит?”, “Какую технику ювелир использовал?” и т.д. В прошлом году под эгидой президента Монголии Ц.Элбэгдоржа была организована объединенная выставка-ярмарка монгольских ювелиров. Я лично не мог принять участие в этом мероприятии, поскольку был зарубежом по делам. А мои чашки “приняли участие” и заняли первое место в номинации “Драгоценное изделие”. Знакомые потом мне сказали, что Ц.Элбэгдорж очень интересовался моими чашками, и попросил, чтобы я пока хранил их для него. Если попадется человек, действительно ценящий и уважающий монгольские ювелирные изделия, наверное, не смогу отказать.
Есть ли у вас такие работы, которые хотели бы оставить себе?
Несколько лет назад я смастерил одно колье по заказу жены посла Германии в Монголии. Отдал заказ, через месяц мы встретились на одном мероприятии. И я увидел изысканную ювелирную работу, настоящее произведение искусства на шее у жены посла. На миг я пришел в восторг и невольно ахнул, спросил к нее “Неужели я это сделал?”. Она с удивлением ответила: “Да, конечно, это колье - ваша работа. Большое искреннее спасибо”.
Иногда бывает так, что концентрируешься на каждой детали своей работы, и в конце не обращаешь внимания на то, как все выглядет вместе. Это колье в сочетании с красивой женской шеей и изумительным платьем выглядело восхитительно.
Здесь в вашей мастерской много антикварных изделий. Это ваше хобби?
Когда попадается какое-нибудь искусноетворение, стараюсь приобрести себе и сохранить. Монголы имеют очень богатую историю и традицию ювелирного дела. Особенность выражается в том, что мы кочевники. Поэтому традиционно мы не украшаем дом ювелирными изделиями, в отличие от некочевых народов. Мы, монголы,хранили и наследовали драгоценные металлы в виде небольших украшения для седла, кинжала, серебрянных или позолоченных чашек, сережек, колец.
Я разглядываю эти вещи и думаю, как древние монгольские ювелиры придумывали разные методы, о чем они думали, когда создавали эти изделия и т.д. У меня в коллекции есть шкатулка для буддийского ритуала /гүгэл -ред/ 18-го века. Люблю рассматривать ее. Она мне дает спокойствие, силу, волю и стремление. Она очень стара ипотрепана временем. У меня есть возможность и необходимый опыт, чтобы реставрировать ее, но я люблю разглядывать ее в таком виде. В то время, когда на территории Монголии трудно было достать бумагу хорошего качества и в нужном количестве, на чем этот ювелир нарисовал свой эскиз и сотворил такое чудо? Одним словом, моя коллекция для меня является учебным пособием.
Значит, вы учитесь у мастеров прошлых поколений?
Да, действительно. Я изучаю и одинаковоинтересуюсь историей прошлого и тенденцией будущего. Считаю, что учиться у прошлого и смотресть вперед в будущее – это главный ключ развития человека и общества. В западных странах очень высоко развиты разные направления ремесла в целом. Разработано много техник и технологий, которые экономят время и труд мастеров. Мы тоже изучаем их, собираем информацию и т.д.
Я не только изучаю монгольские антикварные изделия, я ими восхищаюсь. Я наизусть знаю все экспонаты во всех музеях столицы. Некоторые домохозяйки знают, какие товары и где лежат в магазине. Так и я - в музеях я сразу направляюсь к любимым экспонатам, которые люблю рассматривать. Также я люблю читать книги по символике монгольских народов. Монгольские орнаменты, узоры, символы очень специфичны и имеют глубокий смысл и значение. В свободное время я рисую монгольские орнаменты разными способами, иногда это рождает новую творческую идею.
Какие заказы ваших клиентов доминируют в последнее время?
Самые разные заказы принимаем. Но в последнее время стало модно заказывать нагрудные знаки и другие украшения из драгоценных металлов для коллектива одной компании, организации. Выполняем заказы по реставрации и полировке старых ювелирных изделий. Мне очень трудно отливать старые изделия, чтобы сделать другое украшение. Когда приходит такой заказ, стараюсь объяснить владельцу ценность таких наследий, если они имеют творческий или исторический характер. А полировать, реставрировать – пожалуйста.
Чем вы больше всего гордитесь в своей работе?
Истинным чистосердечным словом “Спасибо” от клиента. Когда человек хочет что-то особенное и ювелирисполняет это желание, он радуется от сердца и произносит слово “Большое спасибо” от души, с наполненными счастьем глазами и по-детски радостным лицом. Иногда мне кажется, что я живу ради этого чувства.
Спасибо за очень интересную беседу
В сюжете: Монгольский ювелирдархантворчество