Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
19 марта 2020 5079

Неизвестный Доржи Банзаров: записки краеведа из Бурятии

Неизвестный Доржи Банзаров: записки краеведа из Бурятии

Автор: Виктор Харитонов

В этом году Сагаалган совпал еще и с годовщиной: 165-летием со дня смерти первого бурятского ученого.

Реклама

Редкий Сагаалган обходится без цитирования в наших печатных СМИ статьи Доржи Банзарова «Белый месяц», «Празднование Нового года у монголов», впервые рассказавших об этом празднике, кстати, именно в СМИ, точнее, в газете «Казанские губернские ведомости» (№30, 1846 г.).

Удивительно, но именно в подшивках старых казанских, петербургских и иркутских газет позапрошлого века мы можем найти новые неизвестные факты из жизни первого бурятского журналиста Доржи Банзарова. Нет, я не ошибся. Конечно же, Доржи Банзаров первый бурятский ученый, но это никак не мешает быть ему первым бурятским журналистом.

Я хочу рассказать об истории первой публикации статьи «Белый месяц» в «Казанских ведомостях», о неизвестной публикации этой статьи в самой популярной российской газете «Северная пчела», о неизвестных публикациях о Доржи Банзарове и о близких ему людях в «Казанских ведомостях» и в первой частной газете Иркутска «Амур» и, наконец, как подарок к Сагаалгану познакомить читателей с неизвестной статьей Доржи Банзарова. Итак…

фото: facebook.com


Статья Доржи Банзарова была заказной


Вряд ли кто догадывается, что статья Доржи Банзарова фактически была заказной. Еще в первом номере «Казанских ведомостей» за 1846 год была опубликована статья о встрече Нового 1724 года в Санкт-Петербурге, автором которой, по всей видимости, был редактор газеты Александр Иванович Артемьев (1820-1874 гг.), возглавлявший ее неофициальную часть с 1844 года. Завершил свою новогоднюю статью автор словами: «При случае мы еще расскажем, как празднуется Новый год у других народов, и прежде всего у тех, которых мы видим в Казани и Казанской губернии». Потому вполне ясным становится предуведомление в статье Доржи Банзарова об исполнении обещания «сообщить когда-нибудь нашим читателям описание праздника Нового года у монголов».

Александр Иванович Артемьев сам учился в Казанском университете на восточном отделении историко-филологического факультета по разряду китайской словесности, изучая китайский язык под руководством архимандрита Даниила (Сивиллова). И как мы знаем из многочисленных свидетельств, студенты-восточники вне зависимости от курсов и отделений близко общались и сохраняли дружество спустя годы после окончания университета. Думается, Саша Артемьев и Доржи Банзаров, будучи сверстниками и приезжими, легко могли найти общий язык, тем более их научные интересы во многом совпадали, а Банзаров был знаком с библиотекой Артемьева.
 

Их знакомство позволило Александру Артемьеву обратиться к сокашнику с просьбой написать статью о Новом годе у монголов. Более того, вне поля зрения банзароведов осталась другая публикация Доржи Банзарова о бурятском празднике, ставшая естественным продолжением «Белого месяца». Которая хоть и не подписана, но, по нашему мнению, может принадлежать именно Банзарову. Либо какому-нибудь другому буряту, жившему в Казани, с детства знавшему монгольские праздники и спортивные традиции, владевшему пером и знакомому с редактором «Казанских ведомостей». Вдумчивый читатель обратит внимание на перекличку предполагаемой статьи и с «Белым месяцем», и «Черной верой». Именно в диссертации Банзаров говорит, что «Урус есть праздник обновления природы» и что он «и ныне исправляется калмыками и языческими татарами».

Впрочем, предоставим читателям самим судить об авторстве статьи, точнее, фрагмента большой статьи «Нечто об увеселениях во время Сабана». «Казанские губернские ведомости» (1847 г., №25).

Доржи Банзаров был не только автором «Казанских ведомостей», но и героем некоторых ее публикаций.

Так, в 25-м номере за 17 июня 1846 года опубликован «репортаж» о «Публичном акте в императорском Казанском университете», который произошел 9 июня 1846 года. В нем сообщалось, между прочим, о «публичной похвале» Доржи Банзарову и о том, «что рассуждения Банзарова «О Черной вере, или Шаманстве у монголов» (…) определено напечатать в ученых записках императорского Казанского университета».

Нашло отражение в газете и другое событие в жизни Доржи Банзарова. В 39-м номере за 25 сентября 1850 года был опубликован «Перечень заседаний императорского археологического общества за 1850 год», которое прошло 14 марта. И здесь мы находим целый раздел, посвященный Доржи Банзарову:

«Сообщено предложение отправляющегося по делам службы из Казани в Иркутск члена-корреспондента общества Доржи Банзарова о предполагаемом им наследовании древностей Восточной Сибири, если общество окажет ему в том содействие. Общество, по представлению Н.С.Савельева, положило: просить господина генерал-губернатора Восточной Сибири о поощрении г. Банзарова в ученых его занятиях, от которых можно ожидать многого для разъяснений древностей Сибири и о даровании ему средств, в свободное от службы время исследовать древности, столь обильные в том крае и столь мало еще объясненные».

Сообщаются в газете и подробности о жизни близких Банзарову людей, и официальные об Алексее Бобровникове, и личные впечатления редактора Александра Ивановича Артемьева о Галсане Гомбоеве и Галсане Никитуеве. Последние вошли в его статью «Прогулки по Казани» (1849 г., №5): «Ламу можно видеть и в самой Казани: лама Галсан Гомбоев состоит надзирателем при первой здешней гимназии: впрочем, он ныне почти совсем оставил свой костюм; но его предместник лама Никитуев постоянно носил свое одеяние и — боже мой! — какую сумятицу, бывало, производило появление его на улице: старый и малый забегали вперед, чтобы взглянуть ламе в лицо, пощупать ленты, развевающиеся с его шапки, прикоснуться к его великолепному халату… И серьезный лама кротко посматривал на этих любопытных, погруженный в созерцание трех совершенств Будды...».

«Белый месяц» в Санкт-Петербурге

Трудно сказать, какими были тиражи «Казанских губернских ведомостей», но вряд ли они были значительными и мало кто читал эту газету за пределами губернии. Чего не скажешь о столичной «Северной пчеле», тираж которой доходил до 4 тысяч экземпляров, возможно, и до 10 тысяч. Цензор и литератор А.В.Никитенко считал, что «провинциальные чиновники ничего не читают, кроме «Северной пчелы», в которую веруют, как в священное писание».

И вот на страницах этой популярнейшей газеты, причем в первом новогоднем номере, появляется статья Доржи Банзарова «Белый месяц» и печатается на первой странице под любимой читательской рубрикой «Фельетон».

Можно не сомневаться, что ее прочло абсолютное большинство подписчиков газеты, их друзья и знакомые во всех концах империи. Аудитория, несравнимая с казанской. Жаль, что статья вышла анонимно. Но каким образом она появилась на страницах столичной газеты, причем буквально перед приездом Доржи Банзарова в Санкт-Петербург? Признаюсь честно, в «Северной пчеле» я надеялся найти не новую публикацию Доржи Банзарова, а неизвестные или малоизвестные статьи Николая Семеновича Щукина, иркутского писателя и краеведа, жившего в столице и активно сотрудничавшего в столичной прессе. В «Северной пчеле» он постоянно публиковался с 1828 года и, можно сказать, был своим человеком. Не он ли устроил публикацию земляка? Вряд ли. Судя по всему, они познакомились уже в Питере. Но нельзя назвать статью и простой перепечаткой из «Казанских ведомостей» — она сокращена, отредактирована и из нее удалены все «мусульманские» реалии, важные для казанского читателя, но не всегда понятные читателям в других уголках империи.

Доржи Банзаров — шаман

Первые газеты начали выходить в Иркутске уже после смерти Доржи Банзарова в мае 1857 года. «Иркутские губернские ведомости», а в январе 1860 года — первая частная газета «Амур».

И именно на страницах «Амура» уже в первый год издания появляется статья, содержащая любопытные сведения о покойном бурятском ученом Доржи Банзарове. Публикация эта называется «О шаманах, как кудесниках» и подписана инициалами Н.П. В статье не только неоднократно делаются ссылки на работу Доржи Банзарова «Черная вера, или Шаманство у монголов», но и приводится замечательный факт из жизни ученого:

«До какой степени шаманство, так сказать, сроднилось с природою некоторых народов, доказывается следующим примером. Банзаров, получивший европейское образование, человек, совершенно чуждый всякого мистицизма, и притом воспитанный сначала в правилах буддийской религии, искренне верил в шаманов. Он сам, бывало, в кругу коротко знакомых любил «пошаманить». Сначала это казалось шуткой. Банзаров начинал нараспев произносить бессвязные слова, сопровождая их импровизированными жестами. Потом, воспламеняясь, мало-помалу приходил в какое-то исступление, так что в это время он сам казался каким-то странным, и присутствующие не решались помешать ему шаманить. После того он успокаивался как бы после сильного напряжения и по прошествии получаса становился опять европейцем».

Кто же скрывается под инициалами Н.П. и был ли он лично знаком с Банзаровым? Рассмотрев несколько кандидатур, в том числе и нашего земляка, верхнеудинского учителя Василия Николаевича Паршина, я остановился на другом педагоге, краеведе и археологе Николае Ивановиче Попове (1831-1878 гг.).

Уроженец Енисейской губернии, сын священника, Николай Иванович после окончания Иркутской семинарии в 1850 году был направлен на учебу в Казанскую духовную академию, которую и окончил в 1854 году. Вернувшись в Иркутск, был назначен преподавателем логики и психологии в местную семинарию. Последнее важно, так как автор статьи рассматривает шаманов как «замечательное психологическое явление». Другим аргументом в пользу авторства Николая Ивановича Попова являются примеры из его жизни в Енисейской губернии.

Но был ли он знаком с Доржи Банзаровым? Это могло произойти либо до отъезда Попова в Казань, либо по возвращении его в 1854 году в Иркутск. И, скорее всего, второй вариант предпочтительнее — тем более, что среди преподавателей Казанской духовной академии был друг Банзарова — Алексей Бобровников, который мог заочно познакомить земляков.

Что же касается службы Николая Ивановича Попова, то в 1861 году он перешел из семинарии на должность преподавателя русского языка и словесности в Иркутскую гимназию. Активно сотрудничал в Географическом обществе. Умер в Чите во время поездки на Дарасунские воды.

На этом мы заканчиваем листать старые подшивки, хотя я уверен, что они хранят еще много забытых и любопытных публикаций. Банально, но факт.

фото: russianstock.ru   Бурятский госуниверситет, памятник ученому Доржи Банзарову.

 

 

А теперь обещанная неизвестная публикация Доржи Банзарова

«Живое радостное чувство…»

«Живое радостное чувство, производимое обновлением природы при наступлении весны, доступно всем народам, не исключая диких и кочевых. Народы в различных странах по-своему выражали это чувство, которое турки и монголы изливали на празднике УРУС. Время, в которое он происходил, так близко подходит к сроку САБАНА, происшедшего от соединения древнего земледельческого обыкновения булгар с Урусом монголов.

Вот краткий очерк того, как монголы празднуют этот полевой праздник. Кочевые народы не имеют наших великолепных храмов, сбираются они для богослужения при алтарях, приготовленных самою природою: около холмов и гор, на которых делали (и ныне делают) небольшие насыпи — это обоны, посвященныя божествам места. В древности народ собирался туда, предводимый шаманами. Приносили с собой вина, мяса, кумысу и прочаго. Малая часть этих припасов употреблялась на жертву богам, которых шаман призывал в особых гимнах: он молил их даровать народу здравие, плодородное лето, обилие трав и умножение стад. В заключение проходили игры, о которых скажем ниже. Так было в Монголии до внесения в нее буддизма.

Но обоны пережили саму веру и сохранились доныне, переменив лишь несколько старинное назначение, потому что новая вера требовала того. Наружный вид нынешних обонов немногим отличается от древних, зато обряды переменились: вместо шаманов и их кровавых жертв являются ламы с приношением земных плодов и произведений скотоводства. Народ собирается к обонам так же охотно, как и в старину, одетый по-праздничному и красуясь на лучших конях, и никто из среды его не почтет тягостью пожертвовать для общественного угощения известным количеством вина и съестных припасов.

Но дело здесь не кончается одним только пированием: ему предшествуют борьба и скачка. Хозяева задолго до назначенного дня приготовляют своих лошадей к бегу, кормят их легким кормом, делают им репетиции и проч.; одним словом, на это смотрят, на успех своих коней, как на весьма важное дело. В то время, как народ собирается около обона для совершения обрядов, бегуны являются туда же, вычищенные и убранные, т.е. хохлы и хвосты перевязаны тоненьким ремнем, и при них уже мальчики, которые будут управлять ими. Они не одеваются ни во что, кроме рубашек и других необходимых нарядов, и садятся на лошадей без седел. Когда соберутся все бегуны (иногда их бывает более сотни, а иногда и две), то определяется, сколько лошадей, ра-зумеется, начиная с первой, обогнавшей всех прочих, должны получить награды и быть воспетыми перед народом. После того бегунов отводят от обона верст на десять или больше и пускают по команде. Между тем моление кончилось, народ идет к месту, где находится мета для бегунов, все глаза устремлены в ту сторону, откуда должны примчаться они. Наконец, к удовольствию народа, поднимается пыль и слышны голоса, …и вот прибегает счастливый победитель; громогласныя восклицания приветствуют его. Пестрая масса народа волнуется и подвигается к верховым лошадям своим, все садятся на коней и отправляются куда-нибудь к юрте. Здесь все садятся на войлоках, под открытым небом, образуя два параллельных полукруга; в середине сидят почетнейшие лица, на одном конце женщины, на другом все прочее. Вдруг голоса умолкают, и к центру полукруга подъезжает верхом молодой человек, хорошо одетый, ведя за собой первого бегуна, обращается к первенствующему лицу собрания, произнося все его титулы, и стихами (готовыми или импровизированными) начинает выхвалять достоинства коня, не забывая и счастливого хозяина. Эта сцена повторяется столько раз, скольким лошадям назначены награды.

Впрочем, к чести степных поэтов, надобно сказать, что стихи, произносимые в честь коней, не однообразны и не лишены поэтических красот.

Затем начинается борьба. Борцов покрывают халатами, подводят каждого из них к почетному лицу, который считается его покровителем. После поклона перед ним атлет получает от него род благословения, и его ведут на арену, т.е. в середину полукруга. Здесь водят соперников кругом, все еще покрытых: вдруг отнимают покрывало, борцы являются нагие, прикрытые самым необходимым только платьем, и грозно ходят друг за другом, стараясь уловить соперника. Наконец один пользуется счастливою минутою, хватает соперника, и ловким ударом в ногу или гибким изворотом тела валит его на землю. Его вмиг накрывают халатом при криках торжествующей стороны, потому что для большего интереса при борьбе зрители делятся на две партии, и каждая партия берет исключительное участие в одном только борце.

Здесь мы описали игры обона, но из этого можно заключить разительное сходство и между Сабаном, и признать их первоначальное родство. Дело в том, что булгары, как народ промышленный и земледельческий, праздновали ежегодно начало земледелия под именем Сабана (плуг), а монголы, покорив булгар, прибавили к Сабану скачку и борьбу и тешились на Сабанах, как на родине своей Монголии при обонах».

Источник: ulan.mk.ru

В сюжете: Доржи БанзаровБурятияученыйбурятский ученый

Агрегатор новостей 24СМИ
Вконтакте
Facebook
Twitter

Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook

Похожие материалы

Сегодня 126

В Народном Хурале предложили снизить пенсионный возраст для жителей Дальнего Востока

"Трудоспособное население вымирает. Большая часть мужчин до пенсии просто не доживает", - сказал Игорь Бобков, прося принять обращение к президенту РФ.

Сегодня 106

COVID-19. В Бурятии на утро 25 февраля 33 425 случаев заражения

За все время пандемии выздоровело 31018 человек, умерло 710 заболевших.

Вчера 175

25 февраля состоится очередная 16-я сессия Народного Хурала Бурятии

Депутатам предстоит рассмотреть 27 вопросов, среди которых новый размер прожиточного минимума и внесение изменений в Конституцию Бурятии.

Вчера 343

Бадмацырен Доржиев выиграл AMC FIGHT NIGHTS в Сочи. ВИДЕО

Бурятский боец в тяжелом поединке одержал победу над опытным бразильцем Рилдечи Диасом.

Первая полоса

23 декабря 2020 9484

У шоу Трампа "The Apprentice" появилась монгольская версия

Сегодня 102

На Ольхоне прошел конкурс ледяных скульптур. ФОТО

Победителями конкурса ледяных скульптур на Байкале стали мастера из Екатеринбурга.

Сегодня 120

Стало известно, кто станет директором Издательского дома "Буряад Унэн"

Депутаты Народного Хурала согласовали на должность директора ИД "Буряад Унэн" кандидатуру Дашидоржи Болотова.

Реклама
Сегодня 164

Школы и детские сады Монголии возобновят работу с 1 марта

Занятия в классах будут проводиться не для всех. Родители могут выбирать между классным и дистанционным обучением.

Сегодня 105

В Монголии коронавирус выявлен еще у 46 человек

Общее число официально зарегистрированных и подтвержденных случаев Covid-19 в Монголии на 25 февраля составляет 2801 человек.

Реклама

Популярное

  • 19 февраля 1018

    Артистка из Бурятии снялась в юмористическом шоу на федеральном канале. ВИДЕО

  • 19 февраля 798

    COVID-19. В Бурятии на утро 19 февраля 32 808 случаев заражения

  • 19 февраля 735

    В Монголии за сутки выявили 58 новых случаев заражения коронавирусом

  • 20 февраля 722

    В январе 2021 года потери скота в Монголии достигли 296,5 тыс голов

  • 20 февраля 717

    Борцы начинают подготовку к чемпионату России

  • 19 февраля 699

    Монгольские ученые разрабатывают тест на обнаружение коронавируса в слюне

  • 19 февраля 680

    Монголия и Южная Корея обсудили двустороннее сотрудничество

  • 19 февраля 677

    Минздрав Монголии разрабатывает правила лечения COVID-19 в домашних условиях

Сегодня 122

В Народном Хурале предложили снизить пенсионный возраст для жителей Дальнего Востока

"Трудоспособное население вымирает. Большая часть мужчин до пенсии просто не доживает", - сказал Игорь Бобков, прося принять обращение к президенту РФ.

Сегодня 117

В Улан-Удэ состоится презентация электронной базы данных архивных документов на монгольской письменности

Мероприятие пройдет 26 февраля в 10.00 в Центре восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН.

Сегодня 133

Монгольские команды по баскетболу 3х3 вошли в Топ-30 мира

Международная баскетбольная ассоциация опубликовала новый мировой рейтинг профессиональных команд по баскетболу 3х3 на 2021 год.

Сегодня 105

COVID-19. В Бурятии на утро 25 февраля 33 425 случаев заражения

За все время пандемии выздоровело 31018 человек, умерло 710 заболевших.

Видео дня: А вы так сможете? Скороговорки на бурятском языке

Скороговорки в исполнении учеников школы бурятского языка "Амар Мэндэ!"

Сегодня 115

В Бурятии состоится Межрегиональный фестиваль-конкурс "Хуурайм наадан-2021"

Два главных приза по 50 тыс. рублей каждый учредили Буддийская традиционная Сангха России и общественный деятель Виндарья Доржиева.

Сегодня 103

Наказание за пожары увеличат в 10 раз

Госдума готовится ужесточить нормы о нарушении правил безопасности в лесах.

Самое важное

Блоги
26 ноября 2020 7742

“История не терпит суеты”: как в Бурятии меняются эпохи

Автор АРД Бато Очиров о выразительном переплетении эпох с человеческими судьбами.

Статьи
2 ноября 2020 15947

Кто такие хори-буряты: история, наследие и потенциал

Мы привыкли, что буряты являются маленьким сибирским народцем, который якобы теряет язык. Но это не так.

28 октября 2020 7750

Курорт на Байкале особо отмечен в повестке российско-корейских отношений

Руководители Российской Федерации и Республики Корея придали инвестиционному проекту корейской GEO Group в ОЭЗ “Байкальская Гавань” (Бурятия) межгосударственный статус.

19 октября 2020 6861

Партнёрский проект Даши Намдакова с компанией АПУ стал культурным явлением осени в Москве

В течение двух месяцев с 7 августа по 6 октября в Московском парке искусств Музеон экспонировались работы известного бурятского скульптора и Заслуженного художника Российской Федерации Даши Намдакова.

Наверх

2013 — 2021 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ ИА Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Разработка и поддержка сайта
Realist